Одна из самых востребованных стратегий смыслового чтения - это чтение с остановками. Как его можно организовать в классе?
Суть стратегии заключается в чтении незнакомого текста в классе по частям с остановками после каждой части (абзаца). Учитель говорит "стоп" и проводит работу по прочитанному фрагменту.
Цель такой работы - внимательное, осознанное чтение текста.
Способ первый
Текст заранее делится на части (можно использовать авторское дробление на абзацы). Ученики читают по очереди. Первый ребенок прочитывает первую часть, затем делается остановка.
Учитель задает ученикам вопросы по содержанию прочитанного. Это могут быть простые вопросы (что?, кто?, где?, когда?, как?) и сложные (почему?, зачем?, в связи с чем? и др.) На вопросы может отвечать как читавший часть ученик, так и другие дети в классе.
Такой способ помогает лучше усвоить полученную информацию, активизирует внимание учащихся. Использовать его можно при работе как с художественным, так и с учебным текстом.
Когда ученики усвоят, как правильно задавать вопросы, можно поручить это делать им.
Способ второй
Работа строится по той же технологии. Только учитель (или ученики) после каждой части задают два типа вопросов. Сначала - по содержанию прочитанного, а затем вопросы на прогнозирование дальнейшего содержания (как поступит...?, что произойдет с ...? и др.)
Отвечая на второй тип вопросов, ученики высказывают свои предположения относительного продолжения, после чего переходят к чтению следующей части. После прочтения дети сравнивают свои прогнозы с содержанием текста.
Этот способ подходит для работы с художественными и некоторыми научно-популярными текстами. Для чтения параграфа из учебника лучше использовать способ № 1.
Способ третий
Ученики читают текст по частям. Желательно, чтобы продолжение текста было закрыто. Для этого дети могут использовать обычный лист бумаги, постепенно сдвигая его вниз.
В конце каждой части читающий останавливается и делает предположение относительно содержания следующей части. Идея коротко фиксируется в тетради, страница которой разделена на две части. Одна промаркирована словом "Ожидание", вторая - "Реальность". В раздел "Ожидание" тезисно записывается прогноз. После чтения следующей части напротив ожидания так же тезисно записываются настоящие факты из прочитанного фрагмента.
После чтения всего текста у учеников в тетрадях будет две записи. Вторая кратко отражает содержание текста, и ее можно использовать в дальнейшей работе (например, при пересказе). А первая - "Ожидания" - это хороший материал для творческой деятельности. Например, для создания фанфика.
Третий способ подходит только для чтения художественных текстов.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".