28 марта свой 139-й день рождения отмечает бренд Nivea. Точнее сказать, в этот день немецкий предприниматель и фармацевт Пауль Карл Байерсдорф зарегистровал компанию Beiersdorf, изначально пытавшуюся реализоваться в фармацевтической сфере. Детище Байерсдорфа не смогло привести своего создателя к какому-либо значимому успеху, однако послужило фундаментом для рождения лидера нынешнего мирового рынка в области средств личной гигиены. Вот как начиналась история Nivea.
Пауль Карл Байерсдорф родился в самом прусском из всех прусских мест Германии — в городе Нойруппин. С детства мальчик проявлял интерес к химии, а точнее, к изготовления различных лечебных снадобий. Как следствие, окончив школу, Байерсдорф выучился на фармацевта в Берлине, где впоследствии некоторое время изучал премудрости этого ремесла. Получив лицензию на медицинскую практику, он на некоторое время переехал... в Москву, где взял на себя управление техническим заводом, а также стал совладельцем оптической компании. Впрочем, Москва не впечатлила молодого немца, и в 1864 году он вернулся в Берлин, где в течение 15 лет успешно руководил работой сразу двух аптек.
И все же Байерсдорфу хотелось чего-то другого. В 1879 году он вместе со своей семьей переехал в Гамбург, где в течение года открыл собственный фармацевтический магазин. Параллельно с работой Пауль Карл беспрестанно проводил различные эксперименты с медицинскими препаратами, чтобы найти какое-нибудь новое лечебное средство. Поиски привели фармацевта в недавно открытую гамбургскую клинику кожных заболеваний, где он познакомился с основателем и ведущим специалистом этого медицинского заведения Полем Герсоном Унна.
Об этом враче, внесшем весомый вклад как в создание компании Beiersdorf, так и в изобретение крема Nivea, нужно сказать несколько слов отдельно. Ветеран Франко-прусской войны, получивший тяжелое ранение, Поль Герсон Унна на самом деле является одним из пионеров дерматопатологии. Докторскую степень он получил уже после войны в Страсбургском университете, а его докторская работа, посвященная гистологии и развитию эпидермиса, воистину содержала в себе очень много новых, даже революционных аспектов и идей. После получения докторской степени Унна продолжил обучение в Вене, где несколько лет сотрудничал с ведущими австрийскими врачами, многие из которых в настоящий момент считаются основателями современной дерматологии. В конечном итоге, получив достаточный багаж знаний, Поль Герсон оказался в Гамбурге, где сначала работал в клинике своего отца, а затем основал собственную лечебницу, где, как вы уже знаете, и встретился с Паулем Карлом Байерсдорфом.
Знакомство с видным практикующем врачом и стало отправной точкой для решения Байерсдорфа создать собственную компанию. Первоначально два немца сосредоточили свое внимание на изготовлении гипса. Однако вследствие совместных экспериментов им удалось произвести нечто новое — лекарственную форму в виде пластичной массы, способную размягчаться при температуре тела и прилипать к коже. В настоящее время мы называем ее медицинским пластырем. В результате 28 марта 1882 года Пауль Карл Байерсдорф не только запатентовал процесс изготовления лейкопластыря, но и основал компанию, получившую его фамилию, — Beiersdorf.
К сожалению, это предприятие не хотело приносить создателю материальный доход. Как показало время, причиной низкого потребительского спроса на новый продукт стало категорическое нежелание владельца вкладывать какие-либо средства в раскрутку собственного товара. Производимый на фабрике пластырь то и дело залеживался на складах, приходя в негодность. И спустя восемь лет существования компания Beiersdorf готовилась стать банкротом. К несчастью, в этот же момент в семье Пауля Карла Байерсдорфа произошла трагедия — в возрасте 16 лет покончил жизнь самоубийством его сын Карл Альберт. Потеряв наследника, Байерсдорф принял решение расстаться со своей компанией.
Покупатель нашелся довольно быстро. Предложение о продаже фармацевтической фирмы, размещенное в одной из гамбургских газет, попало на глаза в тот момент нигде не работавшему 27-летнему Оскару Тропловицу. Отметим, что молодой немец был сыном владельца преуспевающей строительной компании и до этого возраста занимался тем, что постигал самые разные науки — от философии и искусства до фармакологии в том числе. Последнюю науку он в течение трех лет изучал у собственного дяди-фармацевта. Прочитав о продаже предприятия, главной товарной позицией которого являлись диковинные клейкие пластыри, Тропловиц загорелся идеей покупки и, проведя необходимые переговоры с собственным отцом, уже на следующий день отправился договариваться о цене с владельцем продаваемой фирмы. После недолгих торгов бывший хозяин согласился продать компанию с сохранением своего имени за 60 тыс. марок. Завершая историю Байерсдорфа, скажем, что, к сожалению, эти деньги не принесли ему благополучия: новый старт в фармацевтическом бизнесе провалился из-за спекулянтов, и в 1896 году Пауль Карл добровольно ушел из жизни, приняв яд.
Что же до нового владельца компании, то Тропловиц достаточно быстро разобрался со всеми делами и вывел терпящую бедствие фирму из кризиса. Первым делом новый владелец Beiersdorf обратил внимание на нелогично организованный сбыт готовой продукции и абсолютное отсутствие рекламы. Взявшись за устранение этих недостатков, Оскар при помощи отца, заведовавшего финансами, и дяди в качестве советника модернизировал производство. Организованная Тропловицем рекламная кампания продукции Beiersdorf вошла в историю как первое масштабное продвижение фармакологической продукции в Германии. Компания начала развиваться, и уже в 1892 году ее торговый зал потребовал большей площади.
А как же появился бренд Nivea? Все достаточно просто. Дело в том, что Оскар Тропловиц оказался действительно талантливым и крайне прозорливым бизнесменом. Под его руководством компания не только совершенствовала популярную продукцию, но и постоянно искала возможности для своего расширения. Так Beiersdorf, специализировавшаяся на пластырях, стала осваивать смежный товарный сегмент, производя еще и бытовые, а также изоляционные ленты. Со временем это позволило укрепить позиции фирмы на рынке и увеличило оборот. Заработанные средства помимо прочего дали возможность развивать и профильное косметическое направление. К примеру, спустя несколько лет компания Beiersdorf выпустила пользующуюся популярностью гигиеническую губную помаду.
В 1911 году Оскар Тропловиц сделал еще одно важное для нашей истории приобретение, купив фабрику Hegeler & Branings. По задумке владельца, приобретенные мощности должны были помочь внедрить в производство новые разработки дерматологической направленности. Толчком для этой покупки стало изобретение немецким химиком Исааком Лившицем гомогенной смеси-эмульсии под названием «Эвцерит». Обладая фармацевтическими знаниями, Оскар Тропловиц почувствовал заложенный в изобретении потенциал и его возможность открыть для косметологии новые горизонты. Кстати, владелец компании не только приобрел оснащенную фабрику, но и нанял на работу самого Исаака Лифшица.
В конце концов одному из специалистов удалось создать на основе «Эвцерита» белоснежный крем, который не только хорошо удерживал влагу на коже, но и долго оставался свежим, препятствуя размножению микроорганизмов. Белый цвет крема с легкой руки Оскара Тропловица дал название новому продукту, который сегодня известен каждому, — Nivea (от лат. nivius — белоснежный). В завершение нашего рассказа назовем имя человека, создавшего первый образец крема Nivea. Им был соратник основателя компании Поль Герсон Унна. А потому, видимо, неслучайно штаб-квартира компании Beiersdorf, владеющая торговым брендом Nivea, находится в Гамбурге и расположена на улице Unnastrasse, названной в честь одного из главных, если не главного, создателей всемирно известного бренда.
Beiersdorf входит в число 30 крупнейших немецких акционерных компаний, по которым рассчитывается главный индекс фондового рынка Германии — DAX (Deutscher Aktienindex). В 2020 году в ней работало более 20 тыс. сотрудников, а ее торговый годовой оборот составил €7,025 млрд.