Какие задания ЕГЭ по литературе считаются самыми сложными и как с ними справиться? В чем особенности сочинения по литературе? Почему анализ художественного произведения – основа экзамена по этому предмету? На эти и другие вопросы ответила доктор филологических наук, ведущий эксперт отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования Светлана Колосова.
– В структуре единого государственного экзамена по литературе 17 заданий, из них 12 тестовых и пять, требующих развернутого ответа, – рассказывает Светлана Колосова . – Как показывает практика, тестовые задания, относящиеся к базовому уровню владения предметом и направленные на проверку знания литературоведческих понятий и текстов произведений, в основном затруднений не вызывают. Сложности возникают в ходе выполнения заданий с развернутым ответом, при помощи которых проверяется не только понимание предложенных текстов, но и умение анализировать произведения, интерпретировать авторскую позицию, связно и логично выражать свои мысли.
В целом сложность экзамена по литературе для участников определяется тремя параметрами: четкостью понимания формата каждого из заданий с развернутым ответом, умением анализировать тексты произведений и уровнем владения литературоведческими терминами.
Рассмотрим подробнее задания, в которых чаще всего участники экзамена допускают ошибки: №9, 15, 16 и 17.
Задание ЕГЭ по литературе №15
Задание 15 подразумевает анализ стихотворения и выявление его основной идеи. При его выполнении важно не уйти в пересказ лирического сюжета без каких-либо комментариев и интерпретации отдельных элементов текста. Для этого необходимо работать с лирическим произведением, не подменять анализ текста пересказом или общими рассуждениями о тематике стихотворения. Детям сложно бывает справиться с выполнением заданий по поэзии XX века: произведения Б. Ш. Окуджавы, А. А. Тарковского, Б. А. Ахмадулиной, И. А. Бродского, А. А. Вознесенского часто остаются непонятыми школьниками.
Поэтому так важен анализ художественного произведения. Это в первую очередь творческое прочтение, стремление через текст понять мировоззрение автора и выразить себя в этом понимании. Это тот вид работы, который позволяет в полной мере продемонстрировать и теоретическую базу (только нельзя забывать, что литературоведческая терминология – инструмент для анализа, а не цель), и понимание художественного произведения, и владение культурологическими знаниями и речевыми навыками. Другими словами, умение анализировать не только в целом положительно влияет на развитие наблюдательности, умения обращать внимание на детали и адекватно интерпретировать их в соответствии с той или иной традицией, эпохой, но и обеспечивает высокий уровень ответов на экзамене по литературе.
Задания ЕГЭ по литературе №9 и 16
Несмотря на то, что анализ произведения является базовым навыком для успешного выполнения заданий ЕГЭ по литературе, наиболее сложными в понимании формата и в содержательном наполнении остаются задания на сопоставление – №9 и 16. Для ответов на них необходимо уметь интерпретировать исходный текст, а также владеть сопоставительным анализом произведений. Эти задания предполагают, что учащийся должен в ответе продемонстрировать читательский кругозор и привести два примера произведений по определенному параметру, соотнести их с исходным текстом и провести сопоставительный анализ.
Фатальная ошибка в ответах на задания №9 и 16 – отсутствие сопоставления с исходным текстом. Ученик приводит в качестве примера то или иное произведение, даже анализирует его, но упускает из виду основное требование к ответу – сопоставление. Эксперт не вправе такой пример засчитать, и существенное количество баллов теряется. Между тем участники экзамена не всегда понимают, что подразумевается под сопоставлением. Довольно часто в ответе просто повторяется формулировка, данная в вопросе, или в конце добавляются общие слова, объединяющие все упомянутые произведения по формальному признаку. Например: «В таком-то произведении тоже раскрывается такая тема», «Во всех трех произведениях присутствует такой-то мотив». Конечно, такое сопоставление не может быть принято как полноценное, и за него не будет поставлен максимальный балл.
Чтобы дать исчерпывающий ответ на задания №9 и 16, необходимо по заданному в вопросе параметру подобрать произведение, указать его название и имя автора, сопоставить приведенный пример с исходным произведением, сделав акцент на анализе приведенного текста. Потом можно переходить к работе со вторым примером, который необходимо представить по такому же алгоритму. Тогда ответ на вопрос будет полным и содержательным.
Задание ЕГЭ по литературе №17 (сочинение)
Сочинение по литературе существенно отличается от сочинения по русскому языку и итогового сочинения. Если, к примеру, последнее предполагает рассуждение на какую-то нравственную тему, личный эмоциональный отклик на нее с опорой на литературный материал, то задание №17 по литературе требует выражения не собственного отношения к произведению, а выявления авторской позиции на основе глубокого погружения в текст, анализа его отдельных элементов. В этом случае необходимо не просто размышлять, следует анализировать произведение в соответствии с выбранной темой и на основании проведенного анализа отвечать на вопрос, заложенный в формулировке.
Очень важно раскрывать тему многосторонне, то есть давать в сочинении несколько аспектов, развивая и доказывая каждый. Оценивается работа по пяти критериям. Кроме уровня раскрытия темы и привлечения текста произведения при аргументации, о которых уже шла речь, эксперты обращают внимание на использование литературоведческих терминов, цельность композиционного изложения и речевую грамотность.
Употребление литературоведческих терминов в процессе написания сочинения обязательно, так как это свидетельствует о достаточно высоком уровне владения материалом. Однако важно понимать, что высший балл по данному критерию будет выставлен в том случае, если теоретико-литературные понятия не просто формально упомянуты, а использованы в процессе анализа.
Чтобы сочинение было выполнено на высоком уровне, нужно обязательно составлять план работы. Сначала необходимо подобрать эпизоды текста для анализа, прокомментировать их, а потом логически выстроить в соответствии с формулировкой темы. Это обеспечит и композиционную целостность, и содержательную полноту сочинения.
Таким образом, успешность преодоления сложностей при написании ЕГЭ по литературе определяется степенью понимания форматов заданий с развернутым ответом, требований, предъявляемых к ним, а также умением анализировать художественное произведение. Систематическая подготовка к экзамену поможет избежать названных ошибок и получить высокий балл.
Полезные ссылки
При подготовке к экзамену по литературе полезными будут рекомендации ФИПИ:
Успешно справиться со сложными заданиями ЕГЭ по литературе помогут и видеоролики Московского образовательного телеканала: задание №9 , задание №15 , задание №16 , задание №17 .
Кроме того, на сайте Московского центра качества образования размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена.
Также Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом запустили новый еженедельный проект «Субботы московского выпускника» для учеников 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире Mosobr.tv разбирают задания ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.