Бронепалубные крейсеры Японии имели водоизмещение от 2.500 до 5.500 тонн (но при таком разбросе веса они не делились на корабли 1-го и 2-го рангов, как то было принято в русском флоте). Бортовой брони на таких крейсерах не было; на них бронировались только палуба и боевые рубки (да и то не на всех кораблях); особенностью, отличной от русского флота было то, что все орудия на японских крейсерах имели бронированные щиты.
К началу войны с Россией Япония имела в составе своего флота 15 бронепалубных крейсеров; еще 2 таких корабля вступили в строй уже после начала боевых действий. Однако из этого числа современными и боеспособными были только 8 крейсеров (подавляющее большинство из них – иностранной постройки). Остальные принадлежали или к сильно устаревшим типам, или оказались неудачными (японские кораблестроители осваивали новое дело путем проб и ошибок). Поэтому 8 боеспособных крейсеров были распределены по двум отрядам действующих эскадр (3-й отряд 1-й эскадры и 4-й отряд 2-й эскадры). А устаревшие и ненадежные корабли были сведены в два отряда 3-й, резервной эскадры, которая использовалась или на второстепенных участках, или (для массы) в особо крупных сражениях.
1-я ЭСКАДРА, 3-й боевой отряд
В наиболее активно действовавший 3-й отряд 1-й эскадры, который возглавлял адмирал С. Дева, входили однотипные крейсеры американской постройки «Читосе» и «Касаги» (в строй в 1899 и 1898 гг), а так же английские «Такасаго» (1898 г) и «Иосино» (1893 г). Все они являлись развитием концепции так называемых «эльсвикских» крейсеров - небольших быстроходных кораблей со скорострельной артиллерией, главной задачей которых была дозорная служба и разведка. Это определило практически одинаковые ходовые характеристики и «американцев», и «англичан». Они имели скорость 22,5 узла, дальность плавания 5.000 миль 10-узловым ходом и гарвеевское бронирование палубы 114 мм. Различалось лишь бронирование рубок: если на американских крейсерах она была толщиной 114 мм, то на «Такасаго» бронирование достигало всего 76 мм, а на «Иосино» рубка вообще была не бронирована. Это связано с тем, что «Иосино» являлся «чистым» представителем «эльсвикцев», в то время, как остальные крейсера отряда были переработаны для возможности не только нести дозорную службу, но в случае необходимости и для ведения эскадренного боя - как альтернатива громоздким и тихоходным броненосцам. Именно поэтому «Читосе», «Касаги» и «Такасаго» получили необычно мощную для легких крейсеров артиллерию: по 2х203-мм (!) орудия, дополненных 10х120-мм, 12х76-мм, и 6х47-мм пушками (все – со щитами); кроме того, крейсера несли по 5х356-мм торпедных аппаратов. «Иосино» же, рассчитанный только на разведку, имел всего 4х152-мм, 8х120-мм и 22х47-мм орудия. Зато более легкая артиллерия и отсутствие брони на рубке уменьшили вес корабля, что позволило «Иосино» развивать более высокую скорость: он давал 23,4 узла, став на момент своего вступления в строй самым быстроходным крейсером мира. Тем не менее, и легкий «Иосино», и несколько более грузные «Читосе», «Касаги» и «Такасаго» имели общие недостатки: слабость корпуса и малую мореходность. Для получения высокой скорости у всех этих кораблей строители чрезмерно заострили обводы, что наряду с низким бортом и большим весом артиллерии и понизило мореходность крейсеров. Скоростные в хорошую погоду, они на малейшем волнении быстро теряли скорость; их начинало заливать встречной волной, а это затрудняло еще и действия артиллерии. К тому же пушки стояли очень близко друг к другу, и одно попадание могло вывести из строя сразу несколько установок.
Так же 3-му крейсерскому отряду был придан небольшой посыльный корабль - авизо «Тацута». Этот безбронный 10-летний (с 1894 г) «мальчик на побегушках» имел скорость 20,5 узлов, дальность 3.000 миль; вооружение: 2х120-мм, 4х76-мм орудия и 5х457-мм торпедных аппаратов.
Состав 3-го боевого отряда 1-й эскадры
УЧАСТИЕ В БОЯХ:
Крейсера 3-го отряда тесно взаимодействовали с отрядом броненосцев; двигаясь в дозоре, они предваряли своим появлением приход «более взрослых парней». Из-за этого русские моряки прозвали крейсера 3-го отряда «собачками». «Собачки» активно участвовали в блокаде Порт-Артура; при этом 2 (15) мая 1904 года отряд понес потери. Утром в тумане броненосный крейсер «Касуга» протаранил крейсер «Иосино», который так быстро затонул, что успели спасти всего 19 человек. А днем возвращавшийся в Японию со спасенными моряками с подорвавшегося броненосца «Хацусе» посыльный авизо «Тацута» наскочил у острова Элиот на камни; его сняли лишь через месяц, а в ремонте авизо находился вплоть до сентября. Остальные крейсера отряда в июле принимали участие в сражении в Желтом море; затем они вновь сопровождали тяжелые корабли 1-й эскадры при обстрелах Порт-Артура. Именно на подходах к Порт-Артуру в ночь на 30 ноября (13 декабря) 1904 года подорвался на русской мине, и к утру затонул крейсер «Такасаго» (погибло 280 человек). К маю 1905 в отряде из старого состава оставались только «Читосе» и «Касаги» (авизо «Тацута» был передан 1-му отряду броненосцев); В Цусимском сражении 3-й отряд участвовал пополненным. В него включили переданный из 4-го отряда крейсер «Нийтака» (смотри о нем в описании 4-го отряда) и новый, вступивший в строй в сентябре 1904 крейсер японской постройки «Отова». «Отова» имел скорость 21 узел, дальность 4.000 миль, гарвеевскую броню палубы 51-76 мм и рубки 102 мм; вооружение: 2х152-мм, 6х120-мм и 4х76-мм орудий. «Отова» с сентября 1904 участвовал в обстрелах Порт-Артура; в Цусимском сражении в бою с русскими крейсерами он был поражен снарядами «Дмитрия Донского» и «Светланы» (5 человек убито, 23 ранено). В той же схватке «Касаги» получил столь тяжелые повреждения, что был вынужден покинуть зону боя (10 моряков убито). В «Читосе» в том сражении попали 2 снаряда (2 человека убиты, 4 ранены).
2-я ЭСКАДРА, 4-й боевой отряд
4-й отряд 2-й эскадры (командующий – адмирал С. Уриу) состоял из старых крейсеров британской постройки «Нанива» (1885 г) и «Такачихо» (1886 г), построенного самими японцами крейсера «Акаси» (1899 г) и новейшего английского крейсера «Нийтака» (вступил в строй японского флота в день начала войны – 27 января 1904 г). Летом 1904 к отряду был приписан еще один корабль – только что вступивший в строй однотипный с «Нийтакой» новейший крейсер «Цусима» (строился по тому же проекту, но не в Англии, а в Японии).
«Нанива» и «Такачихо» стали первыми бронепалубными крейсерами молодого японского флота; они относились к ранним представителям концепции «эльсвикских» крейсеров. На момент вступления в строй «Нанива» и «Такачихо» считались сильнейшими бронепалубными крейсерами мира. Однако к началу Русско-Японской войны эти корабли подошли уже довольно изношенными; их сохранение в боевом строю передовых отрядов объясняется высоким качеством английской постройки – эти «старички» были более надежны и мореходны, чем новые крейсеры, изготовленные самими японцами. Так, «Нанива» и «Такачихо» обладали самой высокой дальностью плавания среди всех японских крейсеров: 8.000 миль 10-узловым ходом. Правда, давность постройки и длительность службы привели к тому, что эти корабли не отличались быстроходностью – скорость в 18,7 узла явно маловата для класса крейсеров. Устаревшим было и бронирование: хотя толщина бронепалубы на этих кораблях была самой большой (51-76 мм), по устойчивости к ударам их стальная броня значительно уступала не только гарвеевской, но даже никелевой. За время почти 20-летней службы состав вооружения данных крейсеров несколько раз менялся; с 1903 г. их вооружение составляли 8х152-мм и 6х47-мм пушек, а так же 4х356-мм торпедных аппарата. Следующий корабль 4-го отряда – «Акаси» - относился к первой серии крейсеров японской постройки; в противовес старым английским «Наниве» и «Такачихо» этот более современный корабль обладал гораздо худшей мореходностью. Конечно, по сравнению с его головным «систершипом» «Сума», который вышел вообще неудачным, «Акаси» был более боеспособным. С учетом опыта недостатков «Сума» остойчивость и мореходность «Акаси» при достройке удалось несколько улучшить путем повышения высоты борта и снятием боевых марсов; тем не менее, по мореходности этот новый крейсер все же уступал находившимся с ним в одном строю «старикам». Сказалась неопытность японских кораблестроителей и на скорости этого корабля: рассчитанный на 20-узловую скорость, он в действительности давал только максимум 19,5 узла (дальность хода – 4.000 миль). Бронирование палубы «Акаси» было гарвеевское, толщиной 25-51 мм; рубка брони не имела. Вооружение состояло из 2х152-мм, 6х120-мм орудий, 12х47-мм «противоминных» пушек и 2х381-мм торпедных аппаратов. Последние крейсеры 4-го отряда - вступившие в строй в начале и в середине 1904 года английский «Нийтака» и однотипный с ним японский «Цусима» - обладали хорошими мореходными качествами и устойчивой скоростью в 20 узлов (дальность плавания - 4.000 миль). Правда, бронирование их палуб было тонким (всего 37-63 мм), но зато крепким гарвеевским; довольно хорошо были защищены рубки крейсеров, имевшие броню в 102-мм. Вооружение состояло из 6х152-мм, 10х76-мм и 4х47-мм орудий.
Кроме того, 4-му отряду, так же, как и 3-му крейсерскому отряду, для посыльных заданий был придан свой «мальчик на побегушках» - авизо «Чихайя» (в строю с 1901 г). Он имел скорость 21,4 узла, дальность 5.000 миль; вооружение: 2х120-мм, 4х76-мм орудия и 4х457-мм торпедных аппарата. В ходе войны этот корабль ничем особым себя не проявил; перед Цусимским сражением его передали «на посылки» в состав 2-го отряда броненосных крейсеров.
Состав 4-го боевого отряда 2-й эскадры
УЧАСТИЕ В БОЯХ:
«Первопроходцы» среди японских крейсеров «Нанива» и «Такачихо» участвовали еще в Японо-Китайской войне; входя вместе с только что вступившими в строй «Иосино» и «Акицусима» в «летучий отряд», они сыграли решающую роль в битве при реке Ялу 17 сентября 1894 года.
В самом начале Русско-Японской войны в районе Чемульпо 4-й отряд в полном составе принимал участие в бою с русскими крейсером «Варяг» и канонеркой «Кореец». Затем этот отряд долго и безуспешно гонялся за Владивостокским отрядом крейсеров. В июле 1904 во время сражения в Желтом море корабли 4-го отряда создали растянутую завесу в Корейском проливе, чтобы не допустить соединения Владивостокского отряда с Порт-Артурской эскадрой. Когда же начался бой между Владивостокскими и японскими броненосными крейсерами, легкие крейсера 4-го отряда стали поспешно стягиваться к месту схватки. Первыми туда подоспели «Нанива» и «Тахачихо», принявшие участие в уничтожении крейсера «Рюрик». С прекращением деятельности Владивостокских крейсеров корабли 4-го отряда были привлечены к блокаде и обстрелам Порт-Артура; при выполнении этих операций в сентябре 1904 года подорвался на русской мине недавно зачисленный в состав отряда крейсер «Цусима»; корабль остался на плаву, но на несколько месяцев встал на ремонт. А в декабре на очередную русскую мину напоролся крейсер «Акаси», которому тоже пришлось довольно долго ремонтироваться. Но к маю 1905 и «Цусима», и «Акаси» вернулись в строй. Тем не менее, в Цусимском сражении отряд действовал «в урезанном виде»: «Нийтака» был переведен в поредевший 3-й крейсерский отряд, а авизо «Чихайя» передан «на посылки» 2-му отряду броненосных крейсеров. В ходе боя с русскими крейсерами, защищавшими свои транспорты, серьезные повреждения получил «Нанива» (2 подводные пробоины привели к сильному крену; убит 1, и ранены 15 моряков). Досталось и «Акаси», получившему удары 5 снарядов (3 человека убито, 7 ранено); тогда же крейсер «Цусима» «словил» 6 русских снарядов (4 убитых, 18 раненых). Лишь «Такачихо» удалось в той ожесточенной перестрелке избежать попаданий.
В отрядах 1-й и 2-й эскадр были собраны более-менее боеспособные крейсеры (новые, или старые, но удачных проектов). А вот в 3-й эскадре, отвечавшей в основном за оборону Японских островов и лишь в самых ответственных случаях привлекавшейся для участия в генеральных сражениях, собрали или «откровенное старье», или новых «неудачников» японской постройки, являвшихся тем, что называют «первый блин комом». Такие крейсеры были сведены в 5-й и 6-й боевые отряды, и их деятельность в войне была минимальной (как, впрочем, и потери). Но об этих кораблях – в следующей статье…
Русско-японская война: состояние флотов
Русско-японская война: Порт-Артурский отряд броненосцев
Броненосные корабли японского флота
Порт-Артурские крейсера
Японские крейсеры 3-й эскадры
Русские стационеры
Канонерки и минно-тральные корабли Порт-Артура
Японские миноносцы
Владивостокский отряд крейсеров
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.