От автора
Не скрою, был удивлен тем, что прочитал о Вацлаве Дворжецком, основателе прекрасной артистической династии в СССР. Капитан Немо Владислава Вацлавовича Дворжецкого был и остается для меня эталонным исполнением этой роли. Разговоры о том, что в роду Дворжецких кто-то сидел, ходили и в советское время. Но эта тема мало кого интересовала. Страна жила другими заботами и прошлое без особой причины ворошить никому и в голову не приходило, тем более такое. Мало ли что могло открыться.
Вацлав и Владислав Дворжецкие
Реабилитация
Но началась перестройка, а с ней и повальная реабилитация тех, кто был осужден в 30-е и 40-е годы. И как следствие появилась целая армия так называемых "жертв сталинского режима". Вацлав Дворжецкий попал в их число на основании постановления Военного трибунала Киевского военного округа от 24 июля 1992 года. А за что же Вацлав Дворжецкий, потомственный польский дворянин, был осужден? Ответы в прошлом.
Биографические нестыковки
Вацлав Дворжецкий. Родился в 1910 году. В 17 лет поступил в театральную студию при Киевском польском драматическом театре и в Киевский политех, откуда был направлен для прохождения студенческой практики на работу в кузнечный цех запорожского завода «Коммунар». По другим сведениям Вацлав учился не в институте, а в киевской польской трудовой школе №4 и в Запорожье оказался по направлению не института, а биржи труда, куда записался, как безработный.
Польская трудовая школа и биржа труда - звучит менее солидно, чем политехнический институт и студенческая практика. Очевидно, человеку захотелось повысить свой статус в прошлом для поддержания имиджа в будущем. Эту маленькую слабость можно понять. Но не очень понятно другое - что именно молодому потомку польских дворян не понравилось в его жизни?
Бунтарь
Казалось бы, все у парня складывалось неплохо - учись, получай профессию и иди прямой дорогой. Но нет, этого Вацлаву показалось мало и он организовал сообщество таких же недовольных, как и сам. Назвались "Группой освобождения личности» (ГОЛ).
В книге, которую Вацлав Дворжецкий потом напишет о своих "лагерных мытарствах ни за что", «Пути больших этапов», он объяснял, почему решил создать ГОЛ:
«…Да – личность! Масса безлика. Человек! Его талант, способность, призвание, его ум, красота, все – индивидуально! Нельзя всех стричь под «одну гребенку». Долой «Прокрустово ложе»!»»
Из показаний свидетелей по делу (цитирую по https://communitarian.ru/publikacii/skrytaya_storona_vlasti/vatslav_dvorzhetskiy_zhertva_krovavogo_stalinizma/) «…Дворжецкий... заявлял, что его и семьи положение плохое, и у всех здесь собравшихся плохое, поэтому нужно с Советской властью бороться». «…Дворжецкий внес предложение о том, что если кто-то из нас изменит, того следует убрать, на что я и Отрембовский стали протестовать о такой мере воздействия, на этом и закончилась наша первая сходка…».
Психологический портрет
К светлому образу свободной личности, каким себя считал, а потом изображал в книге воспоминаний, Вацлав Дворжецкий, колоритных красок добавляют те же свидетельские показания его бывших соратников:
«Тип хитрый и всегда старается из тебя выудить, что ты думаешь, сам же оставаясь в тени, но в то же время имеет склонность к самолюбству, вечно выставляет свое Я». (источник тот же).
Борьба
Группа собиралась и, как это принято в обществе анонимных алкоголиков, все изливали друг другу душу на тему: "Как тут плохо и как хорошо там", в смысле, за пределами СССР. Вскоре и это наскучило. Приобрели печатающее устройство (шапирограф), изготовили листовки, в которых "разоблачали советскую власть". Собирались разбросать их на первомайской демонстрации. Но трафарет получился плохим, краска печаталась плохо - из затеи ничего не вышло.
Цель - Польша
Стали думать, что делать дальше, как еще выразить свое несогласие с несвободой. Надумали сбежать. Свое решение в дальнейшем мотивировали тем, что никак не "монтировалось" с реальностью:
«Наши намерения уйти в Польшу обуславливались желанием продолжать образование, к чему возможностей здесь, в СССР, мы не имели».
Если бы речь шла только о польской трудовой школе, еще можно понять недовольство. А как же тогда политехнический институт и театральная студия, указанные в официальной биографии Вацлава Дворжецкого..?
Полезные связи
Тем не менее побег в 1929 году состоялся. Сначала хотели эмигрировать официально, но действовать решили не через органы советской власти, которые бесконечно презирали, а точнее - боялись, что не выпустят. За содействием обратились к знакомому антиквару, Роману Туркевичу. Тоже "легендарная" личность и тоже "жертва" - занимался тем, что скупал у "бывших" припрятанные фамильные драгоценности и перепродавал их сотрудникам польского консульства. Консулу перепадали самые ценные вещи. Туркевич имел на перепродаже хорошие проценты. Сотрудничество было обоюдным, приятным и выгодным. Этими полезными связями Вацлав Дворжецкий и предполагал воспользоваться.
Уговорить консула
Дворжецкий с компанией единомышленников вручил антиквару Туркевичу свои биографии, чтобы тот убедил польского консула устроить молодым "борцам с советами" визы. Туркевич биографии взял, пообещал, что все устроит и исчез. Вскоре из газет стало известно, что антиквар арестован за шпионаж в пользу Польши. Вацлав Дворжецкий вместе с другими своими товарищами решили идти напролом и заявились в консульство с вопросом - как обстоят дела с их визами. Получили ответ, что никаких оснований для получения польских виз у них нет.
- Как нет? А наши биографии?
-Какие биографии..? В канцелярии биографий молодых панов нет, извините.
В будущем эта ситуация была представлена как препятствие советских властей выехать за границу. О том, что план был совсем другой и официального запроса на выезд Дворжецкий и К не подавали, а действовал, мягко говоря исподтишка, не вспоминали. Рассказы о том, что советская власть препятствовала выезду, больше соответствовали облику "борцов с тиранией".
Побег
После ареста Туркевича обратились за помощью еще к одному своему знакомому - бывшему однокашнику по киевской польской трудовой школе, который на тот момент проживал в Шепетовке. Город стал приграничным (с 1921 по 1939) после поражения Красной Армии в 1920 году, Польше были сделаны вынужденные и весьма значительные территориальные уступки. Следует заодно напомнить и о плененных красноармейцах, десятки тысяч которых погибли потом в польском плену.
"Жертвы режима" осуществили, наконец, свою мечту - перешли границу по наводке контрабандиста (Янковского), с которыми их познакомил бывший однокашник. И сразу были задержаны польскими пограничниками. У них отобрали документы и отправили в местную комендатуру.
Вербовка
Нелегалов в оборот взяли сразу. Допросы вел капитан польской разведки. Его интересовало все, что имело отношение к Киевскому гарнизону, любые мелочи, косвенные данные. Дворжецкий старательно выкладывал все, что знал, включая перечень промышленных предприятий, ремонтных мастерских. Его наблюдательность и откровенность произвели впечатление. На следующий допрос прибыл "господин из Варшавы", который пообщавшись с Дворжецким, заинтересовался им еще больше.
Из показаний В. Дворжецкого 30 января 1930 г. (цитирую по тому же источнику): «Основная установка «варшавского» сводилась к следующему: в Польше нам еще не доверяют, так как мы пользы никакой не принесли. Вследствие этого принять на жительство не могут и что нужно доказать свою преданность Польше… после чего может быть речь о приеме, материальном обеспечении и что дадут возможность получить высшее образование».
Шпионы
Группа Дворжецкого из политических беженцев в два счета превратилась в шпионов. Они получили соответствующие инструкции - что и, главное, как надо собирать в плане информации. Вацлав получил персональное задание - завербовать друга детства, курсанта Киевской артиллерийской школы и сына швейцара польского клуба, который был служащим среднего звена на железной дороге.
После этого вся группа вернулась в СССР тем же путем. На вопрос - где были, ответили - ездили отдохнуть, а что, нельзя?
Задание
Дворжецкий немедленно развернул бурную деятельность: узнавал, где стоят воинские части, наносил их месторасположение на карту, одновременно писал отчет с пояснениями. По такой же схеме трудился не покладая рук его соратник по ГОЛ, Яворский. Личность еще более интересная, чем даже сам Вацлав Дворжецкий.
Двойной агент
Из справки следственного отдела КГБ УССР, 18 мая 1990 г.: «Согласно обвинительному заключению он (Яворовский) признан виновным в том, что, являясь с июня 1928 года секретным сотрудником ГПУ по освещению польской молодежи, в июне 1929 года по заданию КООГПУ, договорившись с имевшим намерение уйти в Польшу товарищем Дворжецким Вацлавом Ивановичем, совершили переход в Польшу… По приезде в Киев Яворовский донес в КООГПУ вышеизложенное...». (источник тот же).
Арест и снова допрос
Группу Дворжецкого арестовали. О том, как это было Вацлав Дворжецкий красочно описывает в той же книге «Пути больших этапов»: «Помощник следователя подошел и прикрепил меня к стулу, на котором я сидел, двумя ремнями… И вдруг я почувствовал какую-то помеху на сиденье, прямо против копчика...».
В результате Дворжецкий разговорился и выдал все, что знал. Эти сведения в последствии были также подтверждены документами из Польши (архивы разведки).
«…получены дополнительные данные, подтверждающие его (Дворжецкого) принадлежность к спецслужбам буржуазной Польши, в архиве разведки которой в списках агентов, принятых на разведывательную службу в конце 1929 – начале 1930 гг., составленных 2 отделом Главного штаба буржуазной Польши, значится Дворжецкий Вацлав Dworzecki Waclaw (другие установочные данные не отражены). Он же фигурирует в листе денежного вознаграждения за разведывательную работу от 27.07.1929 г.» (из письма начальника УКГБ СССР по Горьковской области генерал-лейтенанта Ю.Г.Данилова председателю КГБ УССР генерал-лейтенанту Н.М.Голушко).
О Дворжецком беспокоился и его вербовщик из Варшавы.
«Начальнику экспозитуры 11 отдела Главного штаба №5 во Львове 4.ХІ.1930
Информация на Дворжецкого Вацлава В связи с письмом L.dz. 1100-секретно 30 сообщаю, что по данным, полученным из Киева, агент Дворжецкий Вацлав уже осужден и сослан в Соловки. Срок ссылки не известен. Я дал указания получить дополнительные данные.
Начальник разведотдела майор Гано».
Ничего этого в книге, разумеется, нет.
Приговор и лагерь
За все эти художества Вацлав Дворжецкий и был осужден 20 августа 1930 года Судебной тройкой при Коллегии ГПУ УССР, как руководитель шпионской ячейки, на 10 лет лагерей. Странно мягкий приговор, если учесть доказанную вину в шпионаже и то, что рассказывают современные разоблачители "кровавого сталинского режима" о жестокости и беззаконии советского судопроизводства (пресловутые тройки).
Наказание Дворжецкий отбывал в СЛОН (Соловецком лагере особого назначения), который участвовал в строительстве железной дороги Пинюг — Сыктывкар , Беломоро-Балтийского канала, Туломской гидроэлектростанции и работали на рудниках острова Вайгач. Дворжецкого почти сразу освободили от тяжелых работ и привлекли к театральной деятельности (еще одно свидетельство "кровавости сталинского режима").
Дворжецкий об этом писал: «Хорошо, что театр есть. И хорошо еще, что не хуже, что не на общих, тяжелых работах, что можно заниматься любимым делом, искусством помогать людям остаться людьми, сохранить или обрести достоинство, не отупеть окончательно, не превратиться в скотину! Ну, это ли не счастье! Это святая миссия! Не надо изменять делу, к которому призван СУДЬБОЙ!» (Умнягин Вячеслав Вячеславович. Интеллектуальная деятельность и отношение к труду в воспоминаниях соловецких узников // Культурологический журнал. — 2015. — Вып. 1 (19) )
На свободе
В 1937 году Дворжецкий освободился - постановлением КОГПУ от 14.10.1932 срок сокращен на 2 года..."жестокий сталинский режим". Теперь уже бывший шпион, вернулся в Киев, попытался устроиться в театр. Ему везде отказали - никто не хотел связываться с ненадежным товарищем. Дворжецкий перебрался в Харьков, потом переехал в Омск, где о нем мало что знали. Устроился в ТЮЗ и стал подрабатывать в областном драмтеатре в качестве актера и режиссера. Постепенно наладилась и личная жизнь (женился на балерине Таисии Рэй, от этого брака родился будущий капитан Немо, Владислав Дворжецкий).
Снова лагерь
Там Вацлав Дворжецкий оказался снова осенью 1941 года, где его, как бывшего шпиона и ненадежного товарища продержали до 1946 года. Во время отсидки Дворжецкий завел роман с вольноаемной, у него родилась дочь, Татьяна.
В 1946 году вернулся в Омск к семье, но жена измены не простила. Дважды сидевший Дворжецкий снова устроился в театр, женился, у него родился еще один сын, Евгений (тоже стал актером).
Превращение из шпиона в "жертву режима"
В СССР наступала эра Горбачева. Вацлав Дворжецкий, оценив перестройку, вступил в общество «Мемориал» и приступил к реализации плана по самореабилитации. В заявлении, которое он написал в адрес Военного трибунала, Дворжецкий попросил, чтобы его реабилитировали и по первому делу (о шпионаже) тоже.
Из заключения Военного трибунала Киевского военного округа 17 июля 1992 г.: «Постановление судебной тройки при Коллегии ГПУ УССР в отношении Дворжецкого подлежит отмене, а дело прекращению по следующим основаниям: из материалов дела видно, что заключительное постановление, по которому Дворжецкий был подвергнут заключению, составлено только на основании показаний самого Дворжецкого, его объяснения противоречивы, непоследовательны и не подкреплены другими доказательствами, к тому же от его действий никаких последствий не поступило».
Чудо реабилитации
Свершилось. Новая, чистая, биография бывшего польского шпиона, Вацлава Дворжецкого, была представлена уже совсем в других красках и фактах. Цитирую по https://www.shamardanov.ru/sergej-sizov-delo-vaczlava-dvorzheczkogo-omsk-1941-1942-gg.html:
"...будучи студентом, в 1929 г. прошёл обучение в театральной студии при польском театре в Киеве. Вскоре как участник кружка «Группа освобождения личности» («ГОЛ») был осуждён по политической статье к 10 годам лишения свободы (авт. - не за шпионаж!), и с 1930 по 1937 гг. находился в лагерях, на строительстве железной дороги Пинюга – Сыктывкар, Беломорско-Балтийского канала, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова Вайгач. В самых тяжёлых условиях оптимизм и творческие способности помогли ему выжить(...)2 декабря 1941 г. Вацлав Янович Дворжецкий (в деле он фигурирует то как Вацлав Иванович, то как Воцлав Иванович) был арестован органами НКВД. Обвинения, которые ему были предъявлены(...)
«В августе мес. 1941 г. ДВОРЖЕЦКИЙ всячески восхвалял действия немецкой авиации в бомбардировке советских городов, одновременно поражался почему авиация противника не бомбит тылы СССР.
В конце октября мес. 1941 г. ДВОРЖЕЦКИЙ восхвалял фашистскую Германию, восхищался временными успехами немецкой армии, одновременно клеветал на Советское правительство и экономическую жизнь трудящихся в СССР(...)
В ноябре мес. 1941 г. ДВОРЖЕЦКИЙ высказывал террористические настроения в отношении руководителей Советского правительства и коммунистов. Кроме того высказывал намерения бежать к немцам; Вторично восхвалял немецкую армию и ГИТЛЕРА как большого «стратега»(...)
В.И. Дворжецкий категорически отверг то, что он произносил эти слова. Но позднее, под нажимом следствия признал своё враждебное отношение к Советской власти и «пораженческие настроения». Свидетели (артисты ТЮЗа и драмтеатра) говорили осторожно. Формулировок, данных следствием, не приводили. Но всё же свидетельствовали о пораженческих настроениях Дворжецкого."
Дальше идут рассуждения о том, как Дворжецкого сначала хотели расстрелять, но потом "сошлись" на пяти годах лагерей. Потом и вовсе шедевр про "кровавый режим":
"В декабре 1945 г., после второго своего досрочного освобождения, Дворжецкий вернулся в Омский драматический театр. Характерно, что политическая статья не стала для этого помехой. Вплоть до 1955 г. был ведущим актёром, играл во многих спектаклях драмтеатра и был любим омском зрителем. В 1955 г. покинул Омск. Затем работал в Саратове, Нижнем Новгороде. (Поскольку был заядлым яхтсменом, то выбирал города, где можно было плавать на яхте)(авт. - при убогой советской власти этот вид отдыха был общедоступным). Активно снимался в кино. Дети Вацлава Яновича также прославились своими актёрскими работами. В сентябре 1990 г. В.Я. Дворжецкий был полностью реабилитирован" (источник тот же:по https://www.shamardanov.ru/sergej-sizov-delo-vaczlava-dvorzheczkogo-omsk-1941-1942-gg.html ).
Кому интересно, пройдите по ссылке и прочитайте про мытарства "бедного Вацлава", про "тоталитарную жестокость и гуманизм" и прочие инсинуации на тему "сталинских репрессий".
Ничего не забыли
Пример Дворжецкого яркий, повторяющий судьбу многих таких же "жертв", которые благополучно пережили сам режим и многих, кто, пока они "сидели ни за что", честно жил, работал, воевал, а потом восстанавливал разрушенное войной.
В СССР отношение к бывшим осужденным было осознанно лояльное, старались не травмировать, не напоминать о темном периоде жизни, дать возможность реализоваться в профессии, в семье, в детях, наконец. Советская власть в принципе отличалась гуманизмом по отношению к своим бывшим идеологическим противникам и критикам. Наверное, зря. Эти ребята ничего не забыли и не простили. И реабилитацию "жертв сталинского режима" их потомки и духовные последователи, как гвозди продолжают забивать в гроб "сталинского времени".
Но сколько не стараются, а правда все равно пробирается к людям.
На самом деле никому нет никакого дела до их прошлых грешков и предательств - в СССР так и было - живи да радуйся. Сейчас приходится ворошить это неприглядное прошлое только потому, что реабилитацию используют для искажения, а в идеале- уничтожения реальной истории СССР. В новой реальности шпион - это борец за правду, спекулянт - бизнесмен, ростовщик - банкир и т.д. Такой реальности нужна новая история, в которой шпион и предатель - это и есть "жертва сталинского режима" и никак иначе.