Добро пожаловать на канал КИНОPRO . Канал про кино и о кино.
"Монсегюр завтра падёт!" Так начинается великолепный советский фильм режиссёра Рудольфа Фрунтова по мотивам книги Еремея Парнова.
Монсегюр — это средневековая крепость в Пиренеях. В 1862 году ей был присвоен статус исторического памятника.
В 1232 году она была штаб-квартирой тех, кто был решительно настроен воевать с Инквизицией.
В 1243 году крестоносцы взяли Монсегюр в осаду. Почти год всего 50 солдат и 15 рыцарей держали оборону против нескольких тысяч сытых и прекрасно вооруженных бойцов.
Крепость пала 16 марта 1244 года, и все монахи, более 200 человек, которые так и не отреклись от своей веры, были сожжены на костре в тот же день.
Эта историческая часть фильма резко и очень высоко подняла планку качества киноленты, но потом, увы, эта планка несколько понизилась...
Советский детектив, снимался так, как в ту пору было принято снимать: большая часть экранного времени - на решение интеллектуальных загадок и поменьше всякой стрельбы, драк и погонь.
Есть в фильме непонятные моменты. Если на старом фото мы видим отца Савиньи, а под ним написано, что он снят со своим ларцом, то как же ларец попал к очаровательной пожилой даме Вере Чарской?
И кто теперь жертва? Савиньи хотел вернуть свою семейную реликвию. Ведь так получается по фильму?
Проблема была в том, что режиссёр хотел снять 2-х серийную ленту, в которой он смог бы рассказать нам все подробности. А "бюджет" ему выдали такой, что его едва хватило на одну серию, и пришлось в нее впихнуть "невпихуемое "...
В книге "Ларец Марии Медичи" очень много исторических отсылок, писатель следит за сокровищем вплоть до времён Николая II. В фильме несколько крошечных зарисовок, которые не дают нам представления о том, что происходит с реликвиями.
В книге мадам Локар не была ребёнком во время войны. Она и Савиньи были ровесниками. После предательства Свиньина, мужа мадам Локар пытали и расстреляли.
Её отпустили, чтобы устроить слежку. Женщина смогла сбежать от преследования и вернулась домой только после войны.
Мадам Локар не только не пыталась отправить Савиньи , она его не узнала, а когда поняла кто перед ней сильно испугалась и попросила его скорее арестовать.
Все реликвии дома Монсегюр она подарила Владимиру Люсину, чтобы следователь смог без проволочек раскрывать тайну сокровищ. В фильме Люсина воплотил Валерий Рыжаков.
Вера Чарская , роль которой сыграла настоящая аристократка с очень непростой судьбой Евдокия Урусова, по книге, после кражи ларца, слегла с инсультом, и просто уже не могла ни о чём мило рассказывать за чашечкой чая.
Французскую аристократку, мадам Мадлен Локар сыграла Клара Лучко. Несмотря на то, что ее предки были простыми крестьянами, а родители возглавляли колхоз, актриса сыграла так, что не осталось и тени сомнения, что перед нами богатая и "породистая" француженка дома Монсегюр.
Великолепен в ролях антиквара и, особенно, нациста Эммануил Виторган. Здесь тоже видна "порода", но несколько другого свойства - резкая и "арийская". В этом фильме он сыграл со своей женой Аллой Балтер. Она сыграла мать мадам Мадлен в зарисовке о моральных истязаниях пары Монсегюр.
Зарисовки времён инквизиции и второй мировой войны добавляют острые моменты трагизма и органично вплетаются во времена расследования пропажи Савиньи и ларца.
Великолепная музыка, которую написал Михаил Зив, связывает моменты фильма воедино. Поражает красота советского Ленинграда, его белых ночей! Особое очарование придаёт французская речь и её перевод.
И недосказанность в конце... Сокровища не найдены и их судьба неизвестна. Ну а как иначе рассказать всю эту историю при крошечном бюджете кинокартины?
Я не буду раскрывать тайну ларца Марии Медичи до конца, так как это было в книге. Вдруг кто-то захочет её прочитать.
Мне нравится фильм! И всегда нравился. Просто для себя я решила, что книга и фильм — это два разных повествования, каждое из которых по-своему прекрасно.
А вы читали книгу? Нравится ли вам фильм? Кто из актёров по вашему мнению справился со своей ролью?
Благодарю за лайк и подписку : )