А где-то за «Пикетом», лазурная течет Катунь…
…эта песенка самобытных барнаульских бардов полдня колбасила нам мозги, прочно въевшись в память, уши, печенку и даже кости. Мы, это экипаж из двух человек, решивших перед Новым годом отдохнуть на зимнем Алтае.
Пикетом называется гора в Сростках, на вершине которой любил сиживать Василий Шукшин. Именно в Сростках, от Пикета, начинаются горы, и рельеф Чуйского тракта из равнинного переходит в предгорный.
Ой спасибо, землякам томским, губернатору князю Вяземскому и инженеру ведомства путей сообщения Вячеславу Яковлевичу Шишкову, написавшему Угрюм-реку, за то, что построили Чуйский тракт. Кабы не они, не видать нам Алтайских красот. Похоже, что во времена Шишкова, на искусстве тоже не зарабатывали.
После Сросток одна песня закончилась, но началась другая, о Сереге Снегиреве:
«Есть по Чуйскому тракту дорога, Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер, Колька, звали его, Снегирев.
Песня заканчивается грустно. Как обычно, причиной трагедии стал непомерный женский эгоизм:
Слушай, Коля, скажу тебе вот что, Ты, наверное, любишь меня.
Когда АМО "Форда" перегонит, Тогда Раечка будет твоя".
С поворотом не справилась "АМО", В бок рванувшись, пошла под откос.
В серебристых волнах реки Чуи, Он погиб, не увидевши грез…
Я так расчувствовался, что пустил слезу и чуть не пропустил крутой поворот… вот, блин, Рая
После осмотра территории и достопримечательностей мы отправились на оздоровительные процедуры, имея желание вернуть утерянное.
На следующий день мы решили съездить на экскурсию с гидом-водителем. На Чемал не поехали, уже были там два раза, но пару слов сказать хочется: на Чемале находится первая на Алтае ГЭС, которая, до 2011 года электроэнергию в Чемал давала и даже родные подшипники, вы не поверите, из дерева, и те работали в генераторах без замены, аж с 1936 года. Угробили ее местные хозяйственники в 2011 году.
Алтай полон легенд. Вот и с Чемалом связано одно из самых красивых Сказаний о Катуни: «Жил Сартык-Пай, здоровый дядька, Илья Муромец по нашему, и встретил он красавицу Кадын, (Катунь то есть), которая в Чемале была заточена злым ханом Дальбегеном.
- «Пойдешь за меня в жены, Кадын», спросил ее как-то Сартык-Пай,
- «Почему не пойти - пойду, Сартык-Пай», пообещала Кадын, «Только выпусти меня, я сбегаю к батюшке Бабыргану (Вулкану). спрошу его благословения, а после и выйду за тебя»…
Натянул Сартык-Пай тетиву тугого лука, выстрелил в каменную стену Чемала и пробил брешь в 18 метров (сейчас это место называется Воротами Сартык-Пайя, там, где ГЭС Катунь перегораживает).
Устремилась Кадын в брешь, слилась с Чемалом, и могучая, помчалась дальше .
- «Але, ты куда, а жениться», закричал Сартык-Пай!
- «Да пошел ты», отмахнулась Красавица Кадын.
Натянул тогда свой лук оскорбленный Сартык-Пай и пустил стрелу прямо в середину тела Кадын, но набрала Кадын силу великую, и рассыпалась стрела и осела на дно обломками, а часть оперения и по сей день из середины Катуни торчит.
Последним номером нашей программы в этот день был скит на острове Патмос. Там молится сам владыка горноалтайский
День закончился. Нас ждал уютный кедровый дом, мёд от пасечника, шашлычок и коньячок...
Авторский текст и фото: Юрий Цветков
P.S.-давно это было, но просматривая папки пятилетней давности, я натолкнулся на этот Алтай и сразу такое тепло охватило, что понял, расскажу...