Найти тему
Портал Разряд

Не говори мне «прощай». Кайл Лаури и «Торонто»

Кайл Лаури, вероятно, вот-вот покинет «Торонто». На прощание он оставил сенсационную и разгромную победу над «Денвером», установив странный рекорд. Показатель +/- «+42», который показал Лаури прошедшим вечером, стал самым высоким в истории «Торонто» и вторым для игроков всех команд в этом сезоне. Потом уже был жест, который многие расценили, как прощание, видеозвонок Дрейка на пресс-конференции, а также многочисленные твиты, признания в необъятной любви и пожелания удачи в дальнейших боях.

Возможно, Лаури из «Торонто» и не уйдет, но того «Торонто», лидером и символом которого он был долгие годы, все равно уже больше нет. Они могут залезть в плей-ин, но невозможно предположить, что они смогут обыграть хотя бы кого-то из первой восточной пятерки (да даже и шестерки, если включать «Шарлотт») в серии до четырех побед. Это был славный путь, который, к сожалению, как-то бесславно и неожиданно закончился. Из-за пандемии «Рэпторс» вынуждены проводить домашние матчи во флоридской Тампе, которая не слишком ассоциируется с главным слоганом канадской команды – «We the North». Когда простые северяне переезжают на юг, это никогда не заканчивается ничем хорошим, спросите хотя бы у Неда Старка и Джона Сноу. Хотя я тут вспомнил, что в великом фильме «Славные парни» была сцена, в которой герои Де Ниро и Рэя Лиотты пытают какого-то бандита в Тампе, и не просто в Тампе, а рядом с местным зоопарком, который находится – где бы вы думали – на территории Lowry Park.

К сожалению, поклонником Лаури я себя назвать не могу. По большому счету, я осознал всю его крутизну только по ходу прошлого сезона, причем допандемийной его части. Это был обычный декабрьский командировочный вечер, который я проводил в номере краснодарского отеля, смотря матч НБА между «Далласом» и «Торонто», каких видел сотни. Дончич не играл, Сиакам долечивался, не было и Марка Газоля – казалось, что зрелище будет скучное и усыпляющее, то есть, как раз то, что мне было нужно. В конце третьей четверти «Торонто» проигрывало на своей площадке с разницей в тридцать очков. Это не фигура речи, они буквально так и проигрывали, счет был 55:85. Возможно, это была худшая игра Сержа Ибаки и Фреда «Я круче Карри» Ванвлита. Все было кончено, Ник Нерс сложил губы аккуратной буквой «О», посадил провалившихся лидеров на скамейку, нашёл нужное сочетание запасных игроков с длинными руками перед четвёртой четвертью, сказал включить адский школьный прессинг по всей площадке – и все заработало. «Даллас» не мог толком выйти со своей половины, озверевшее «Торонто» завелось, и стало понятно, что этот матч Канада не отдаст никогда. Это была игра имени Кайла Лаури. Он играл всю четвертую четверть вместе с резервистами, попадал после элементарных заслонов вообще все, носился в защите и подставлял свое небольшое, но крепкое тело под все несущиеся на него тяжеловесные устройства. Тогда я понял, что окончательно зауважал прославленного малыша.

-2

Очень трудно осознавать, что Лаури такого же роста, как и автор этого текста, но при этом никто чаще Кайла не играет под кольцом с такой страстью и так самоотверженно не валится на паркет после столкновений с двухметровыми шкафами. Вот та самая седьмая игра позапрошлого плей-офф с «Филадельфией» – да, Ленард попал в голливудском стиле. А сколько раз после смены в защите Лаури оказывался против Эмбиида и выдерживал атаку маленького жирафа! Если бы не устойчивость Лаури и его способность мягко приземляться после любого падения, то не было бы никакого северного чемпионства. Не думаю, что в лиге есть много игроков, способных на тот же уровень самопожертвования, который для Лаури стал нормой. Его девиз, который он однажды сформулировал, полон привычной в таких случаях патетики, но хотя бы несколько оригинален: «Допустим, вы привели своего сына на матч – и это первый матч для него – и я хочу, чтобы он сказал: «Не знаю, кто этот парень под седьмым номером, но он играет на пределе». Пусть это будет первый и последний раз, что он видит меня, но я сыграю этот самый раз, как будто он последний и для меня».

Было сказано много хороших слов, но Лаури, понятно, не ангел, он просто такой, как он есть. Я помню его еще «вот таким», бегающим по площадке в майке «Мемфиса» с непонимающим взглядом под комментарии великого Дмитрия Донского, упорно называвшего его «Лоури» (впрочем, после «Кости Фокуса» уже ничего не страшно). Не задалось у Кайла и в «Хьюстоне». Ему нужна была своя команда, где на него рассчитывают, как на лидера, и этой командой летом 2012-го года стало «Торонто». Уже в сезоне 2011/2012 он стал играть на новом для себя уровне в «Хьюстоне», но потом травмировался, и остаток сезона лечился и с грустью смотрел, как неплохо развивается на его месте Драгич и как уменьшается его стоимость на рынке. Брайан Коланджело – не самый лучший генеральный менеджер в истории НБА, но бывали и у него хорошие моменты. Ему повезло, что Стив Нэш выбрал «Лейкерс», потому что «Торонто» очень хотело заполучить именно его в качестве разыгрывающего-воспитателя, и этот контракт откатил бы развитие команды на несколько лет. При всей любви к Капитану Канаде, после «Финикса» он никогда не был прежним. Кроме Лаури вариантов и не было – не оставаться же с немолодым и дряхлым Кальдероном как основным разыгрывающим. Лаури впервые получил возможность определять игру команды, и именно отсюда следует начинать отсчет его карьеры. В то время такое доверие нестабильному защитнику вызывало желание покрутить пальцем у виска, но сейчас понятно, что это одно из лучших решений в жизни младшего Коланджело.

-3

Лаури – Чонси Биллапс нашего поколения. Долго болтался то там, то тут, поздно раскрылся, нашел свою команду, начал жертвовать собой и своей статистикой на благо команды, стал чемпионом, остановив забуксовавшую династию. Это сравнение пришло мне в голову не просто так, ведь Биллапс взаправду стал своего рода наставником для Лаури. У них был общий агент, Чонси увидел в мелком парне что-то знакомое и стал следить за ним. Сам Кайл говорил, что советы Биллапса ему очень помогли, что от Биллапса исходила такая аура, из-за которой ты просто не мог его расстраивать плохой игрой. Все получилось. Да, само собой, если бы Лаури играл на Западе, он бы никогда не попал на шесть Матчей всех звезд подряд. Думаю, и на два бы не попал – взять хотя бы сравнимого по уровню Майка Конли, который вообще ни разу не ездил на всезвездный уик-энд – но так уж вышло, что Лаури играл на Востоке. Можете со мной не соглашаться, но я уверен, что Лаури – лучший разыгрывающий конференции последних пяти-шести лет. Если брать в совокупности стабильность, уровень и результаты, то никого нельзя поставить вровень с ним. Ирвинг слишком нестабилен и часто просто вреден, Уокер долго играл в не очень сильной команде, Уолл закончился, Айзейя Томас <шутка про рост или грузовик>, ну а Драгича даже я не так сильно люблю, чтобы проговаривать аргументы в его пользу в этом споре.

Лаури – чемпион, и это навсегда. Я не знаю, лучший ли он игрок в истории «Торонто», потому что на звездном уровне Криса Боша и особенно на инопланетном уровне Винса Картера Кайл не играл никогда. Уверен, впрочем, что Лаури – главный символ «Торонто», что тоже немало. Не зря он косплеит лирического героя Бродского, говоря о том, что выбирать ничего не хочет, а заканчивать баскетбольную карьеру поедет в Торонто, что бы ни случилось. Ну, или в Тампу. А пока у него еще есть силы для одного или нескольких походов за титулом в другой команде, в другой роли и в другом статусе.

Изображения: cdn.vox-cdn.com, youtube.com, wordpress.com

Павел Хрусталев