Наши корейские друзья с удовольствием участвуют во всех экскурсиях и часто удивляются. Они думали что Россия – страна медведей и казаков. Глядя на них, я не выдержал и спросил: знают ли они, что в России живёт много корейцев? В общем, они не знают, что даже в Ростовской области живут тысячи корейцев, думали, что только на российском Дальнем востоке.
Пять дней прошло, звоним в Москву. Чуда не произошло, разрешения нет, опять нужны какие-то дополнительные документы, теперь о допуске нашего вертолёта к полётам над водной поверхностью на большое расстояние. Не верят японцы, что мы можем на вертолёте Японское море перелететь. Опять неделю гуляем. Хорошо хоть погода великолепная, золотая осень, солнышко, тепло, красота. Но я же не собирался здесь жить так долго! Дома уже жена с сыном заждались! Я уже должен был вернуться домой!
А вот и сюрприз! Во-первых, разрешения нет, и получим его не раньше чем через пару недель. Во-вторых, уже нет денег, нечем платить за стоянку в аэропорту. Никто не рассчитывал на такую задержку. На заводе посовещались и решили, перелетаем на стоянку в город Арсеньев, на вертолётный завод, завод заводу всегда поможет. А наших корейских пилотов оставляем во Владике, будут нас здесь ждать.
Так что перелетели на заводской аэродром в город Арсеньев. Лететь всего ничего, час, а такое впечатление, что в другой мир попали. После шумного аэропорта и города Владивостока, сплошное запустение и какая-то разруха. Завод большой, но без заказов и денег, еле-еле выживает. В ангарах стоят уже готовые и недоделанные «Чёрные акулы», но государство их не покупает. Самые лучшие в мире вертолёты никому не нужны. Ведь у нас теперь нет врагов, одни друзья, которые теперь голыми руками нас грабят. Слава, слава демократам и либералам, а также их главарю, первому президенту России.
Цеха пустые, народ не работает. Какое-то мелкое копошение в отдельных местах завода, типа консервации и поддержки нормального состояния цехов. Спасибо демократам и либералам, развалившим страну и всю экономику. Тут уже, оказывается, южные корейцы приезжали, хотели всё на корню скупить чохом, за копейки. Кто-то умный и патриотичный не дал.
Разместились в заводской гостинице, условия в принципе нормальные, чисто, все удобства в номере, а не в коридоре. Правда горячую воду дают по часам – нет в городской казне денег на городские нужды, развитие демократии и рынка не предусматривает регулярную подачу горячей воды гражданам, а также выплату зарплаты. А чего удивляться, завод зарплату сухим пайком выдаёт, вояки за ремонт техники расплачиваются продуктами, денег и у них нет. Слава, слава гайдарятам, чубайсятам, дерьмократам и либерастам! Тьфу!
Городок маленький, какой-то весь аккуратный и чистый. Правда погода испортилась, похолодало, дождик пошёл, иногда даже снежок срывается, так что не особо погуляешь, пришлось себе тёплые вещи купить, не сидеть же всё время в гостинице. В тайгу никто в поход сходить не захотел. Поэтому все две недели ожидания разрешения на перелёт прошли в основном в застольных играх, смотрении телевизора и иногда в прогулках. Хорошо хоть в местный музей зашли и про Арсеньева и Дерсу Узала посмотрели экспозицию.
Ниигата
Урра! Есть разрешение, завтра летим во Владик, и сразу в Ниигату.
Вот хорошо, погода в день вылета улучшилась, выглянуло солнышко, потеплело. Быстренько долетели до Владика, забрали наших корейцев, и вперёд – на Ниигату.
Маршрут простой: лети себе на восток почти по прямой, расчётное время полёта - три часа сорок минут.
Вот уже исчезают в дымке пожелтевшие осенние сопки российского берега, а впереди до горизонта Японское море.
Кстати, одна из причин, почему долго ждали разрешение на перелёт: доказывали японцам, что наш самый большой в мире вертолёт имеет право долго и безопасно летать над открытым морем.
Из трёх часов и сорока минут мы три часа летим над морем. Вот и остров Хонсю видно, т.е Япония появилась на горизонте.
Вся такая зелёненькая, в глубине острова синеют горы. Летим уже над берегом, всё в зелени, селения как игрушечные, аккуратненькие такие, смешные крестьянские поля – размером с ладошку. Ближе к Ниигате появляются какие-то производственные ландшафты, серые и неприглядные.
Переживал относительно радиосвязи, пойму ли японский акцент. Никакого акцента, отличный английский у диспетчеров, всё четко и разборчиво.
Ага, вон и аэропорт виднеется. Аэропланов в воздухе нет, и мы без помех и всякой очереди быстренько заходим и садимся.
На стоянку ведёт машина сопровождения. Поставили нас между Боингом-747 и DC-10. Рядом с этими гигантами наш Ми-26 совсем не выглядит пигмеем. Вокруг нашего аппарата сразу же собрались товарищи японцы, Ми-26 впервые не только в Ниигате, но и в Японии, а всем любителям и знатокам авиации, конечно же, интересно посмотреть на самый большой в мире вертолёт.
Ну, всё, вертолёт обслужили, заправили, все таможенные и пограничные формальности пройдены, едем в гостиницу.
Из окна минибаса рассматриваю урбанизированные окрестности. Сразу чувствуется, что земли тут мало, как-то всё скученно, впритык, тесновато, зелени тоже мало. Хотя движение транспорта интенсивное, но едут как-то так спокойненько, без обгонов и суеты, это вам не Персия или Бомбей.
Минут через двадцать добрались до отеля. Отель небольшой, четыре звезды, номера хоть и небольшие, но удобные и уютные.
И вот здесь я первый раз увидел японское отношение к такому простому предмету как унитаз.
Кое-кто из экипажа даже видео снял, про это чудо японской техники с подогревом, музыкой и совмещённый с биде.
По моему, к этому агрегату инструкция будет сложнее, чем к телевизору. Инструкция, кстати, оказалась напечатана прямо на крышке унитаза.
Только принял душ, а уж зовут на ужин. В небольшом и уютном ресторанчике тихо играет живая музыка, пианистка и скрипач. Чистота идеальная. Такое впечатление, что официантов тщательно парили и гладили прямо в униформе и об их складки можно порезаться.
Под руководством наших корейских коллег заказали блюда японской кухни. Если сказать честно, то я об этом пожалел. Особо впечатления вся эта морская закусь на меня не произвела, лучше бы заказал хорошую отбивную с картошкой и салатом, хотя бы нормально наелся. А то после перелёта проголодался, а тут какой-то японский фуршет, а не нормальный ужин, хотя занятно. Правда в Египте или в Эмиратах за эту сумму можно заказать лобстера с креветками и с жареной рыбкой, типа дорада, да с жареной картошечкой. Японцы видать предпочитают созерцать, а не кушать, ну очень тонкое дело восток. Ну да ладно, это я с голодухи.
Оказывается, я не одинок, командир после ресторана предложил зайти в номер и закусить чем бог послал, то есть салом с чёрным хлебом. А японское саке запить чем-нибудь попроще, типа спиртом.
После стопки спирта второй пилот заявил, что он знает, отчего у японцев глаза узкие.
«Отчего же?» - поинтересовался командир.
«От этого поганого саке. Всё время смотрят с прищуром, где бы ещё чего выпить. Никак догнаться не могут. Эту ерунду, сколько ни пей, никакого удовольствия не получишь» - разъяснил Матвеич. Посмеялись и решили осмотреть вечернюю Ниигату.
Знаете, как в том анекдоте – Ниигата, как Ниигата. Чистенько, аккуратненько, но о том, что мы в Японии напоминают только редкие иероглифы и японцы. Даже реклама пиццы и кока-колы такая же, как в Дубае или в Бомбее или в Москве, да и остальная реклама тоже знакома. Глобализация!!!
Конечно, двух часовой прогулки маловато, но как говорится, что есть.
Пора в отель, и спать, глазоньки уже слипаются, пятнадцать часов на ногах.
Продолжение следует.