Одной из причин начала Второй мировой был вопрос пресловутого «польского коридора». Еще в средние века из-за экспансии Тевтонского ордена в Прибалтике была создана Пруссия, которая являлась неотъемлемой частью немецких земель, но не имела с ними общей границы. В 20-м веке Третий Рейх очень захотел эту границу создать и для того оккупировал всю Польшу.
Но в итоге всемирного противостояния с участием всех заинтересованных лиц проблему Восточной Пруссии пересмотрели заново, причем, совершенно не в пользу Германии. На Потсдамской конференции было принято решение разделить ее на две части. Та из них, которая была населена поляками, входила в состав новой социалистической Польши. Та, где проживали преимущественно немцы, подлежала эвакуации и отдавалась под управление СССР.
После советской оккупации здесь был создан специальный военный округ, но гражданской администрации пока что не имелось. Следовало определиться, кому отдать новый регион, и самым логичным решением было присоединить его к Литовской ССР либо к Белоруссии.
Впрочем, во втором случае возникала дополнительная проблема. Из-за передачи Польше Сувалок и Белостока БССР не имела бы с Пруссией общей границы. Чтобы ее создать, пришлось бы вывести из состава Литвы пресловутый Сувалкский коридор и отдать его белорусам. И хоть прибалты и без того были достаточно вознаграждены присоединением Мемеля, сделать это означало создать кучу новых проблем.
Существовала и третья возможность – передать РСФСР новообразованную Калининградскую область. Но это означало навсегда смириться с отсутствием границы между «континентальной» Россией и бывшей германской Восточной Пруссией.
Задача была сложная, и решить ее требовалось незамедлительно. Хорошо, что в Советском Союзе уже имелись принципы для определения судьбы присоединяемых территорий. Они были сформулированы самим Иосифом Виссарионовичем еще в 1930-е годы. Главными критериями была численность населения и отсутствие или наличие у конкретного народа собственной территориальное единицы в составе СССР.
Вот, например, три прибалтийские республики обладали значительным населением, но не имели собственного представительства в Советском Союзе. Поэтому после их поглощения в 1940-м году на свет появились новые ССР.
Что касается Западной Украины, Бессарабии и Западной Белоруссии, то все они обладали очень значительным населением. Но поскольку у украинцев, молдаван и белорусов уже имелись собственные административные образования, вновь приобретенные земли стали частью УССР, Молдавской ССР и БССР соответственно.
Наконец, если население было небольшое, а своей территориальной единицы у народа не имелось, его можно было сделать часть СССР на правах автономии. Так поступили с Тувинской республикой, в которой на момент ее вхождения в Союз проживало едва ли сорок тысяч человек.
Соответственно, в Калининградской области собственных жителей (кроме военнослужащих) вовсе не имелось, поэтому по идее присоединить ее можно было куда угодно. Но когда ее попытались отдать Литве, столкнулись с тем, что литовцы начали фактически грабить Восточную Пруссию. Они вывезли сохранившееся оборудование, демонтировали крышу железнодорожного вокзала, да и простые крестьяне начали делать сюда набеги за стройматериалами, особенно, за кирпичами.
Стало ясно, что развитие региона под таким началом попросту невозможно, и Сталин принял решение включить Калининградскую область в состав РСФСР. Следует полагать, что это было действительно правильное решение. Поскольку именно русский народ понес наибольшие потери в Великой отечественной войне, вознаградить его за это было бы вполне справедливым.