25 марта 1836 года родился знаменитый хирург, декан медицинского факультета Московского университета (1880- 1893) Николай Склифосовский. За свою жизнь он построил множество больниц, открыл для российской хирургии антисептику, участвовал как военно-полевой хирург в нескольких войнах. Борец с черным рыцарем — смертью, он рано терял родных; новатор, которому до сих пор благодарны во всем мире — он все же не сумел уберечь громким именем свою семью от жестокого убийства большевиками. Какой была жизнь великого врача рассказывает Александра Пашковская.
Склифосовский с дочерью Тамарой и его супруга Софья. Источник: bessmertnybarak.ru
Призвание и трудолюбие
8 февраля — дата основания Российской академии наук в 1724 году. Указом президента России Б.Н. Ельцина от 1999 этот день стал отмечаться как День российской науки. По всей стране проводятся мероприятия, выставки — мы вспоминаем имена и достижения великих ученых. И неизменно среди портретов самых выдающихся врачей располагают фотографию Николая Васильевича Склифосовского.
25 марта 1836 года в небогатой семье мелкопоместного дворянина родился девятый сын — Николай. Отец, в свое время помогавший во время эпидемии холеры, сам учил детей читать. Их мама, Ксения, рано умерла, и отец, не имея возможности прокормить 12 детей, отдал Николая в Одесский приют.
«Если ребенок попадал в сиротский приют, — поясняет профессор факультета фундаментальной медицины МГУ Василий Логинов , — это не значит, что он был как-то угнетен. Наоборот, органы попечительства в царской России отслеживали судьбу человека и оказывали материальную поддержку от попадания в приют даже до окончания университета. Например, А.И. Полунину, впоследствии доктору медицины, оплатили поездку для учебы заграницей. Но и требования были высокими: если кормилец семьи попадал в долговую тюрьму (как было у Н.И. Пирогова), то категория проживающего в приюте была совсем другой — его не поддерживали, приходилось пробиваться самому» .
Учился Склифосовский на одни пятерки и без экзаменов поступил в Московский университет, где по успеваемости превосходил однокурсников. Правда, на своей первой операции он упал в обморок; профессор тогда сказал, что из этого юноши не выйдет хороший хирург. Но после этого случая Николай Васильевич так взялся за учебу, что в позже в обморочном состоянии его нашли за книгами. После 5-ого курса ему в числе немногих студентов было дано право сдачи экзамена на доктора медицины.
Московский университет и Клинический городок
«Московскому университету обязан я своим образованием, своим развитием, оттуда вынес я те идеалы, которые постоянно были светочами на пути моей практической деятельности».
Н.В. Склифосовский
По окончании университета Николай Васильевич сразу стал заведующим отделения, через четыре года защитил докторскую диссертацию и вскоре поехал на стажировку в Берлин (иностранные языки он изучил в гимназии) и ассистировал великому Вирхову , который через много лет скажет по поводу основанного Склифосовским Клинического городка на Девичьем поле : «Вы стоите во главе учреждения, которому завидуют другие народы Европы». Этот Клинический городок, занимающий по сей день целый квартал, был создан при МГУ. В одной из клиник впоследствии лечился А.П. Чехов.
Памятник Н.В. Склифосовскому, открытый в 2018 г. в Москве на Большой Пироговской улице. Перед памятником на земле — круглый барельеф «Клинический городок Девичье поле». Справа — крупным планом подножие памятника, где символически изображено все, чем Склифосовский занимался в течение всей жизни: в том числе военная хирургия, педагогическая и административная деятельность, строительство клиник, микроскопические исследования и противомикробная обработка, а также борьба за доступность высшего образования для женщин.
Фамилия Склифосовского в наши дни стала именем нарицательным. Куда отвезти заболевшего родственника? — Зачастую первая мысль: «В Склиф!». Стоит отметить, что к названному в его честь Институту скорой помощи сам Н.В. Склифосовский никакого отношения не имел — в отличие от Клинического городка, разрешение на строительство которого было получено им в 1884 году — и в 1885 был готов окончательный проект. Были воздвигнуты 13 зданий, где разместились 15 клиник на 710 коек и 6 научных институтов. При строительстве были учтены особенности проектирования и строительства клиник в западной Европе. К 1897 году возведение Клинического городка было наконец завершено.
Часть земель университету подарил Л.Н. Толстой, значительные суммы на строительство внесло Московское купечество, оговорив для себя привилегию — лечиться в одноместных палатах. Впрочем, Склифосовский недолго работал в этих клиниках: вскоре он вновь был приглашен в Санкт-Петербург, где также построил несколько больниц и главное — установил первый в России рентгеновский аппарат.
«Врач всех войн XIX века» и последователь Пирогова
В 1866 г. началась австро-прусская война. 30-летний Склифосовский списался с Вирховым и добился отправки за границу в качестве военного врача — это была возможность для небогатого врача поехать на обучение в Европу (Боткину, например, пришлось потратить 20 000 рублей из отцовского наследства). Вернувшись в Одессу, он женился по большой любви — но, к сожалению, Лиза умерла в 24 года, родив троих детей. Позднее Склифосовский женился на их гувернантке; в этом счастливом браке родилось еще четверо, и Софья Александровна не делила детей на своих и чужих. Она во многом помогала мужу, умело вела домашнее хозяйство; в их доме нередко гостили Чехов, Чайковский, Толстой, Верещагин.
В 1871 году Склифосовского пригласили преподавать в Санкт-Петербург, но периодически он оставлял кафедру и ехал на войну: в 1871 как консультант на Балканах, где лично прооперировал много тысяч раненых. В 1877 в русско-турецкой войне он был хирург-консультант Красного Креста. Община под руководством Склифосовского практически взяла на себя всю медицинскую помощь армии.
«Время Склифосовского — это заря хирургии, время поиска, — рассказывает профессор кафедры хирургии ФФМ МГУ Анатолий Юрасов , — хирург занимался всеми направлениями, требовавшими его участия — в том числе, при необходимости, и военно-полевой хирургией. Так продолжалось до начала XX века, а уже после после Второй мировой войны произошло окончательное разделение гражданской и военно-полевой хирургии. Впоследствии, благодаря развитию медицины и расширению научных знаний стали появляться другие ответвления: сейчас разные специалисты оперируют органы грудной клетки и брюшной полости, появились сосудистые хирурги, нейрохирурги. Это разделение продолжается по сей день, и, хотя все это — хирургия, каждая специальность имеет свои особенности. Современная плановая хирургия — это, в идеальной ситуации, хирургия бескровная и без осложнений. А у военно-полевых хирургов даже психология другая: они способны в любых условиях, например, резецировать легкое. Военным тоже нужна стерильность, но жизнь часто заставляет их работать в примитивных условиях — поэтому это очень тяжелая специальность» .
Он поддерживал новаторство Пирогова в принципе сортировки раненых, который применяется по сей день: когда спасатели приезжают на место происшествия, они в первую очередь распределяют пострадавших на тех, кому помощь необходима прямо сейчас, кому ее можно оказать в течение нескольких часов, кто ранен совсем немного. В соответствии с этим были разработаны сроки эвакуации раненых, созданы «летучие команды» — для помощи в отдаленных местах, где потерь больше всего. Софья Александровна впоследствии вспоминала: «После 3-4 операций, надышавшись йодоформом и эфиром, он приходил с ужасной головной болью, от которой избавлялся, выпивая чашку крепкого кофе».
В военных госпиталях сделаны многие открытия. Склифосовский был истинный последователь Пирогова: во многом именно им мы обязаны анестезиологией — обезболиванием. А за распространение обеззараживания пришлось бороться. Вадим Дубров , главный травматолог города Москвы, рассказывает о недоверии врачей того времени принципам асептики: «Земмельвейс — акушер-гинеколог, благодаря которому смертность новорожденных упала более чем в 7 раз, — был так убежден в необходимости обеззараживания инструментов и мытья рук, что его приняли за сумасшедшего и обманом поместили в больницу для душевнобольных. К несчастью, при попытке сбежать он был избит и впоследствии умер от сепсиса — заражения крови, с которым боролся всю жизнь» .
Неоценимый вклад впоследствии внесет прославленный в лике святителей и исповедников Лука Крымский (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), написавший выдержавшую уже шесть изданий книгу по гнойной хирургии. «Немного разные подходы у Войно-Ясенецкого и Склифосовского. Лука Войно-Ясенецкий был архиепископом, и его позиция была такова, что функции врача и священника совпадают. И оба подхода эффективны, оба позволяют помочь людям» — поясняет Василий Логинов.
Новаторство в хирургии
Противомикробная обработка. Одним из первых Склифосовский применил горячее обеззараживание инструментов — чтобы после успешной операции человек не погибал от заражения крови. Пример этого можно увидеть в фильме «Исцелить страх» о жившем несколько позже Склифосовского Луке Крымском: в одной из сцен хирург, будучи заключенным в тюрьме из-за религиозных репрессий, спасает жизнь человеку небольшой операцией и перед ней подносит инструмент и руки к огню.
«Замок Склифосовского» — соединение кости после перелома — одна из многих операций, придуманных Склифосовским и названных его именем. Николай Васильевич также первым (8 марта 1879 года) выполнил гастростомию — операцию, при которой в желудке делают отверстие и выводят специальную трубочку через кожу живота. Первым прооперировал увеличенную щитовидную железу, положил начало абдоминальной хирургии (то есть хирургии органов брюшной полости).
Необычным для современников — хотя самим собой разумеющимся в наше время — было исследование под микроскопом тканей, которые были удалены при операции. Василий Логинов рассказывает: «Это тоже привезено из Германии от Вирхова. Первым придумал гистологическое исследование, создал методические разработки — как это делать, — именно Вирхов. В наше время, конечно, этим занимаются не сами хирурги, — у них просто не хватает на это времени» .
Как и его учитель Пирогов, Склифосовский понимал, что без административной работы не обойтись, и настаивал, что руководящие должности в деле здравоохранения должны занимать специалисты, а не чиновники. Сам Н.И. Пирогов с 25 лет руководил отделением, делал эскизы удобных хирургических инструментов, организовывал разработку специальных наборов для разных операций. Он ввел понятие «конституция больницы» — свод правил, предписывающих носить белый халат, обрабатывать руки; организовал разные отделения для «чистой» и «гнойной» хирургии. За 13 лет существования «кружка Пирогова» на его заседаниях было озвучено более 500 докладов по вопросам здравоохранения.
Отметим также, что Николай Васильевич, по свидетельствам очевидцев, на самом деле оперировал молча — поэтому фраза Никулина «Короче, Склихософский!» в действительности не имеет оснований. «До того, как были разработаны обезболивающие, — поясняет Василий Логинов, — хирург ценился по тому, насколько он быстро работает: четкий глаз, точная рука и никаких эмоций» .
Чем Склифосовскому обязаны студенты
Еще Пирогов, будучи членом комиссии по реорганизации медицинского образования, внедрял принципы наглядного обучения студентов-медиков, понимая, что нельзя ограничивать их лекциями. А за те 11 лет, что Склифосовский был деканом медицинского факультета Московского университета, клиники при нем из запущенного состояния были преобразованы в лучшие учреждения Европы.
Эти больницы при Склифосовском были излюбленным местом студентов: они могли самостоятельно производить перевязки, ассистировать на операциях, дежурить ночью. Именно он ввел форму обучения, когда 2-4 студента заботятся об одном пациенте. «Такой системы раньше не было, — поясняет Василий Логинов. В начале XIX века клиническое образование в Московском университете было «аховое»: на всех студентов была одна палата, где лежали 9 человек. А в середине XIX века в Германии появился Вирхов. Он заметил, что только лекции — это неправильно, что студенты должны видеть пациентов, общаться с ними. А Склифосовский, как многие профессора Московского университета, в свое время стажировался в Берлине — так из Германии этот подход пришел к нам, как и многие другие ценные новаторские идеи Склифосовского. А отголоски старого подхода есть до сих пор: иногда пришедшего в клинику писать дипломную работу студента направляют не в отделение, а в архив историй болезни» .
По воскресеньям он проводил со студентами обходы пациентов в клинике, показывал приёмы исследования, правила ухода. При этом Склифосовский заботился и о психологическом благополучии пациентов: он умел расположить к себе, вызывал чувство доверия и веру в скорейшее выздоровление.
После многолетнего руководства построенными клиниками в Москве Склифосовский возглавил Клинический институт в Санкт-Петербурге, куда приезжали учиться врачи из провинций. Николай Васильевич организовал высокий уровень преподавания топографической анатомии — дисциплины, в рамках этой изучают взаимное расположение сосудов, нервов и других анатомических образований.
Однако, как впоследствии сказал Е.М. Тареев, «Есть только один путь формирования врача: от больного к книге и от книги к больному» . Склифосовский развивал и теоретическое образование студентов и врачей: он первым в России ввел отчеты о деятельности клиники, на собственные средства издавал хирургические журналы. Хирургам в то время негде было печататься, о чем он иронично писал дочери: «В самом деле, зачем русские журналы! Все можно усвоить из иностранной литературы!» .
Кроме того, Склифосовский был редким сторонником получения женщинами медицинского образования. В 1867 году Н.П. Суслова, сестра возлюбленной Достоевского, стала первой русской женщиной, получившей диплом врача. Для этого ей пришлось уехать в Цюрих, потому что, получив разрешение посещать лекции в качестве вольнослушательницы, она как женщина была лишена этого права Университетским уставом 1863 года . Вернувшись уже замужней в Санкт-Петербург, она повторно сдала экзамены, защитила диссертацию, выполненную под руководством И.М. Сеченова, и добилась признания ее врачом.
При Н.И. Пирогове под патронатом Великой княжны Елены Павловны была сформирована Крестовоздвиженская община сестер милосердия. А 30 января 1880 года Склифосовского пригласили занять должность заведующего кафедрой факультетской хирургии медико-хирургической академии. С его приходом женщины могли свободно слушать лекции по медицине, присутствовать на операциях.
Уже в 1895 году Склифосовский получил письмо от женщин-врачей: «Мы шлём благодарность за то, что Вы настаивали на равном для нас с мужчинами-врачами образовательном цензе и поддерживали нас Вашим высоким авторитетом в самую трудную минуту первого выступления на практическое поприще, предоставив нам на театре освободительной войны самостоятельную врачебную деятельность».
Его учитель и соратник Пирогов это письмо уже не прочел. Он умер в 1881 году от онкологического заболевания: после удаления зуба он заметил незаживающую язвочку, которая все разрасталась — по всей видимости, это был рак мягкого неба. Склифосовский приезжал к нему в Вишнево, супруга возила его в Европу к известному врачу Бильроту, но впоследствии, уже корявым почерком пожилого человека Пирогов написал: «Ни Склифосовский, ни Бильрот не [поставили мне правильный диагноз]» .
Трагедия семьи
Хирург и урождённый одессит,
Известный всем бородкою неброской,
Он мозговым инсультом был убит.
Великий врач… Короче, Склифосовский.
немецкий художник-экспрессионист Эмиль Нольде, автор работ «Причастие», «Троица», «Осмеяние», «Житие Христа»
Склифосовский пережил троих своих детей. Особенно тяжелым ударом была гибель его старшего сына, Володи. На беду, он связался с тайным обществом террористов, которые в 16 лет поручили ему убить губернатора — друга их семьи. Стать предателем юноша не захотел, но и невыполнение задания почитал бесчестием — и потому совершил самоубийство. Несмотря на это, он похоронен на территории храма — возможно, потому, что церковь была выстроена на средства самого Склифосовского.
В честь сына Николай Васильевич построил крестьянскую школу и завещал похоронить себя рядом с сыном — и через четыре года умер от инсульта. Его похоронили недалеко от их дома, на месте, где была Полтавская битва.
Вскоре, в 1918 году большевики ворвались в дом, где жили вдова и дочь Склифосовского, и увидели его портрет в мундире — генеральское звание ему было присвоено как фронтовому врачу, но разбираться бандиты не стали. Софья была привязана к кровати и изрублена лопатами, а Тамара повешена во дворе.
У Тамары остались две дочери — Надежда и Ольга, которые уехали с отцом за границу. Ольга обосновалась в Швейцарии и даже когда-то приезжала в Полтаву продать труды деда. А из всех семерых детей великого хирурга до пожилого возраста дожила только старшая, Ольга . Борис умер в младенчестве, Константин не дожил до 17-летия. Известие о гибели Николая на Русско-японской войне пришло почти сразу после смерти Склифософского, а Александр погиб в Гражданской войне.
Филателия и пивоварение
Мало кто знает, что Николай Васильевич Склифосовский был еще и известным на всю Полтаву пивоваром — помимо идей для организации здравоохранения, он привез из Германии рецепты и лично занимался приготовлением этого напитка. «Он очень любил этот пенный напиток и первым привез из Европы его производство, и пиво от Склифосовского очень ценилось» — рассказывает Василий Логинов.
А еще интересно, что, хотя во времена Склифосовского уже были марки (первая была выпущена в Англии в 1840 году), увековечение его памяти в филателии (др.-греч. ατἑλἑία — «освобождение от налогов») впервые произведено только в 1961 году. Потом марки выпускали в 2006, 2011 и 2012 годах.
Марки, выпущенные, соответственно, к 125- и 175-летию со дня рождения Н.В. Склифосовского.
Источник: «Н.В. Склифосовский в филателии »
Трагическая фигура, как многие известные врачи, Николай Васильевич все же запоминается студентам медицинских факультетов огромным вкладом, который он внес в медицину и образование.
Александра Пашковская