Найти тему
Петр Власов

Русско-японская война: Порт-Артурский отряд крейсеров

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Крейсеры – это класс крупных кораблей, способных выполнять разнообразные боевые задачи в отрыве от основных сил флота. Крейсеры могут бороться и с легкими торпедоносными кораблями флота противника, и с его транспортным судоходством, а так же вести дальнюю разведку, оборонять корабельные соединения от нападений, а в эскадренном бою поддерживать маневром и артиллерийским огнем действия тяжелых броненосцев. Столь разнообразные задачи, требующие от крейсеров в разных условиях наличия разных качеств, породили к началу ХХ века в русском флоте деление этого класса на 1-й и 2-й ранги. Крейсера 1-го ранга имели более тяжелое водоизмещение и более крупный калибр главной артиллерии; эти корабли обычно применялись для охранения соединений и поддержки главных сил в эскадренных боях. А для разведки и набеговых операций использовались более легкие крейсера 2-го ранга, обладавшие артиллерией меньшего калибра, но более высокой скоростью и лучшей маневренностью.

Флагман Порт-Артурского отряда крейсеров броненосный крейсер «Баян»
Флагман Порт-Артурского отряда крейсеров броненосный крейсер «Баян»

В состав Порт-Артурской эскадры входило 4 крейсера 1-го ранга (1 броненосный, 3 бронепалубных), и 2 крейсера 2-го ранга. Командиром крейсерского отряда был адмирал М.П. Молас. Его флагманским кораблем являлся самый мощный из крейсеров – броненосный крейсер «Баян» (французского производства, в строй в 1903 году). Этот эскадренный крейсер с башенной артиллерией главного калибра, хорошей защитой и скоростью хода получился очень удачным; недаром после войны по его проекту в России были построены еще 3 аналогичных корабля. Относясь по типу к броненосным, «Баян» нес бронированный пояс по ватерлинии 100-200 мм, палубу 50 мм, башни 150 мм и рубку 160 мм; броня была гарвеевского типа. Вооружение корабля состояло из 2х203-мм орудий в одноорудийных носовой и кормовой башнях, 8х152-мм орудий в казематах, а так же из 20х75-мм, и 10 «противоминных» 47-мм и 37-мм пушек; кроме того, «Баян» нес 2 торпедных аппарата. При этом при тяжелом бронировании и вооружении крейсер имел высокую скорость - 20,9 узла (дальность 10-узловым ходом 3.900 миль).

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Паллада» в довоенной окраске
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Паллада» в довоенной окраске

Два однотипных бронепалубных крейсера российской постройки «Паллада» и «Диана», вступившие в строй в 1902 году, считались новыми. Но в действительности эти корабли за 6 лет постройки морально устарели – за это время появились более совершенные корабли того же класса. Крейсеры типа «Паллада» проектировались как «истребители торговли»; фактически они представляли собой вдвое уменьшенную по водоизмещению и вооружению версию броненосного крейсера «Рюрик». В результате при большом для бронепалубных крейсеров водоизмещении тип «Паллада» нес довольно слабое артиллерийское вооружение, к тому же при полном отсутствии защиты пушек; а из-за неоптимальных обводов корпуса у этих кораблей была еще и недостаточная скорость хода (всего 19 узлов). «Паллада» и «Диана» имели дальность плавания 3.700 миль при 10-узловом ходе, броню палубы 38-63 мм, а рубки 152 мм. Артиллерия каждого крейсера состояла из 8х6-дм (152-мм), 24х75-мм и 8 мелкокалиберных пушек (все без щитов). Кроме того, каждый корабль имел по 3х381-мм торпедных аппарата.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Аскольд» в довоенной окраске
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Аскольд» в довоенной окраске

Самым быстроходным среди российских крейсеров 1 ранга был крейсер «Аскольд» (германской постройки, вступил в строй в 1902 г) – корабль с улучшенной защитой, удачным расположением орудий и надежной энергетической установкой; имел уникальный силуэт с 5 трубами. «Аскольд» легко развивал и стабильно держал скорость 24,5 узла (10-узловой скоростью он проходил 4.300 миль). Бронирование крупповского типа; палуба 51-76 мм, рубка 152 мм. Вооружение: 12х152-мм и 12х75-мм орудий, 10 «противоминных» 47-мм и 37-мм пушек (вся артиллерия со щитами); 6х381-мм торпедных аппаратов.

Бронепалубный крейсер 2 ранга «Новик» в довоенной окраске
Бронепалубный крейсер 2 ранга «Новик» в довоенной окраске

По скорости «Аскольда» превосходил только более легкий крейсер 2 ранга «Новик» (тоже немецкой постройки; в строй вступил в 1901 г). Ход «Новика» достигал 25,6 узла; он был самым быстроходным крейсером мира, однако высокая скорость была достигнута за счет ослабления конструкции корпуса, что ухудшило мореходность корабля. Дальность плавания «Новика» составляла 3.500 миль на 10 узлах. Бронирование относилось к никелевому типу (палуба 37-51 мм, рубка 30 мм). Вооружение состояло из 6х120-мм и 8 малокалиберных (47-мм и 37-мм) орудий (все – со щитами); имелись так же 5х381-мм торпедных аппаратов.

Бронепалубный крейсер 2 ранга «Боярин» в довоенной окраске
Бронепалубный крейсер 2 ранга «Боярин» в довоенной окраске

Замыкал строй порт-артурских крейсеров крейсер 2 ранга «Боярин» датской постройки, вступивший в строй в 1902 году. «Боярин» строился по единому техническому заданию с «Новиком», и имел близкие к «Новику» боевые характеристики. Его вооружение состояло из 6х120-мм и 7 «противоминных» орудий калибров 47-мм и 37-мм (все защищены щитами), а так же из 5х450-мм торпедных аппаратов. Бронирование палубы было никелевым и составляло 38-51 мм, рубка крупповской брони была покрепче - толщиной 76-мм. Однако при приблизительном равенстве боевых качеств мореходные возможности «Боярина» были заметно выше. Улучшение мореходности «Боярина» было достигнуто благодаря более прочному корпусу; правда, это сказалось на скоростных данных корабля. «Боярин» максимально «выжимал» только 22,5 узла, а дальность его составляла 3.000 миль при 10-узловом ходе.

Состав отряда крейсеров Порт-Артурской эскадры

-7

УЧАСТИЕ В БОЯХ:

В ночь внезапного нападения японцев на Порт-Артурскую эскадру среди торпедированных японскими миноносцами русских кораблей оказался и крейсер «Паллада» (38 раненых, из них 3 умерли). Правда, повреждения корабль получил относительно небольшие; тем не менее, крейсер находился в ремонте до начала апреля. В ту ночь нападения японцев хорошо проявил себя крейсер «Аскольд»: он прикрыл отход торпедированного броненосца «Цесаревич» во внутреннюю гавань порта, успешно отразив повторную атаку на «Цесаревич» вражеских миноносцев.

А утром, через несколько часов после нападения, Порт-Артурская эскадра вышла в море и вступила в бой против подошедших к Порт-Артуру тяжелых японских кораблей. В этой схватке наиболее активно действовали крейсеры «Новик» и «Баян». Легкий «Новик» сумел сблизиться с крейсером «Якумо» и произвести по нему торпедный выстрел (японец вовремя увернулся от торпеды), а потом дважды пытался атаковать флагманский броненосец адмирала Того «Микаса», но получил прямое попадание крупнокалиберного снаряда и был вынужден вернуться в порт. А броненосный крейсер «Баян» отважно вступил в перестрелку с японскими броненосцами; при этом он получил попадания 10 снарядов среднего калибра (6-дм) и до 350 мелких пробоин; на «Баяне» было убито 4 и ранено 35 моряков.

27.01.1904 г. Крейсер 2 ранга «Новик» у Порт-Артура атакует японский флот
27.01.1904 г. Крейсер 2 ранга «Новик» у Порт-Артура атакует японский флот

Крейсер «Боярин» участвовал в войне всего два дня. Выполнив 27 и 28 января (9 и 10 февраля по новому стилю) выходы на разведку, крейсер 29 января был отправлен на поиски минного транспорта «Енисей», ставившего минное заграждение при входе в Талиенванскую бухту, и пропавшего. Зная, что «Боярин» идет в район минного поля, и нужно подходить к бухте с опаской, командир крейсера все же напоролся на русскую мину, а когда корабль начал погружаться, сразу же отдал приказ команде спасаться (6 моряков погибло, 3 ранено). Когда на следующий день на разведку Талиенвана пришли русские миноносцы, они обнаружили, что брошенный «Боярин» не затонул, а полупогруженный, приткнулся к берегу. Выяснив, что корабль вполне можно вернуть в строй, миноносцы поспешили в Порт-Артур, чтобы на следующий день доставить на крейсер спасательную команду. Однако ночью разыгрался шторм, который сорвал «Боярина» с мели и вновь бросил его на минное заграждение. После подрыва на еще нескольких минах крейсер на рассвете 31 января затонул…

В первые месяцы войны наиболее активно действующими крупными кораблями Порт-Артурской эскадры являлись «Новик» и «Аскольд». Эти крейсеры участвовал во всех операциях: вели артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывали свои миноносцы и отбивали атаки вражеских, останавливали и досматривали подозрительные торговые суда в водах Желтого моря. Достаточно активно участвовал в боевых выходах и более тяжелый «Баян». А вот «Диана» и вышедшая из ремонта «Паллада» использовались в основном для несения дежурства на внешнем рейде Порт-Артура. Поручать какие-либо другие задачи этим крейсерам опасались из-за их невысоких боевых качеств.

Утром 31 марта крейсер «Баян» поспешно вышел в море на помощь окруженному японцами миноносцу «Страшный» и в одиночку вступил в бой с отрядом японских крейсеров (2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера). При этом, ведя огонь, под снарядами противника крейсер еще занимался и спасением матросов с потопленного японцами «Страшного». «Баян» участвовал во всех выходах в море Порт-Артурской эскадры, каждый раз исполняя роль флагмана отряда крейсеров. Так же «Баян» участвовал в обстреле прибрежных позиций японской армии, поддерживая своим огнем российские войска. При возвращении с одного из таких обстрелов 14 июля «Баян» при входе в бухту Порт-Артура подорвался на мине, и встал на ремонт до сентяб­ря 1904 г. Во время ремонта с крейсера были сняты почти все орудия, которые с большей частью команды были переданы сухопутной обороне крепости.

Бой в Желтом Море 28.07.1904 г.  Крейсеры «Аскольд» и «Новик» идут на прорыв
Бой в Желтом Море 28.07.1904 г. Крейсеры «Аскольд» и «Новик» идут на прорыв

28 июля весь отряд крейсеров (кроме находившегося в ремонте «Баяна») принял участие в попытке прорыва эскадры во Владивосток, завершившейся боем в Желтом море. Флагманом отряда в этом выходе был крейсер «Аскольд», на котором держал свой флаг адмирал Н.К. Рейценштейн. Крейсерский отряд шел в хвосте эскадры, и в основном сражении участия не принимал. Когда же японцы, разойдясь на контр-курсе с русскими броненосцами, оказались напротив хвоста колонны и обстреляли крейсера Реценштейна, те поспешно перешли на левую сторону кильватерной колонны, укрывшись от обстрела за своими броненосцами.

Но в переломный момент сражения, когда был убит адмирал Витгефт, а строй броненосцев рассыпался, и большинство кораблей легло на обратный курс, крейсерский отряд оказался зажат между своими и вражескими кораблями. Стремясь выйти из невыгодного положения, Рейценштейн поднял на «Аскольде» сигнал «Крейсерам следовать за мной », и повёл свой корабль прямо на японский броненосный крейсер «Асама». Помня изначальный приказ командующего следовать во Владивосток и желая отвлечь часть кораблей противника на себя, Рейценштейн повел свой отряд на прорыв, и заставил отступить японские броненосные крейсера — сначала «Асаму», а затем «Якумо», вызвав на них своим артиллерийским огнем сильные пожары. Расчистив себе дорогу, «Аскольд» на полном ходу устремился на юг, за ним последовал быстроходный «Новик». Вслед за ними устремились японские крейсеры «Сума», «Читосе», «Акицусима» и «Касаги», но через некоторое время они прекратили погоню и вышли из боя.

А вот тихоходные «Диана» и «Паллада» не поспели за «Аскольдом» и «Новиком»; они почти сразу отстали от своего флагмана и, чтобы не остаться в одиночестве и не быть потопленными, им пришлось присоединиться к отступающим броненосцам. Тем не менее, командир «Дианы» всё же решил попытаться прорваться позднее, с наступлением темноты; и в 8 часов вечера, когда окончательно стемнело, «Диана» вышла из строя эскадры, направившись на восток – туда, где еще недавно находились вражеские броненосцы. Понимая, что в темноте он неизбежно будет атакован вражескими истребителями, командир «Дианы» запретил зажигать прожекторы и открывать огонь по противнику. Крейсер уклонялся от появлявшихся со всех сторон японских миноносцев резкими манёврами, оставляя атакующие корабли за кормой и скрываясь от них в темноте. Если же вражеские корабли появлялись с носовых курсовых углов, крейсер резко поворачивал на них, угрожая тараном. Эта тактика оказалась удачной: за два часа было встречено 19 миноносцев врага, и крейсер успешно уклонился от восьми торпед! Утром ввиду малого количества оставшегося после ночного маневрирования угля командир крейсера отказался от движения на далекий Владивосток, и корабль ушел в Сайгон, где и был интернирован до конца войны.

В ночной темноте прорвавшиеся сквозь японскую эскадру «Аскольд» и «Новик» потеряли друг друга - из-за тяжёлых повреждений «Аскольда» (4 подводные пробоины и 2 разбитые снарядами дымовые трубы снизили его скорость до 15 узлов) «Новик» ушел далеко вперед. Тяжелое состояние «Аскольда» заставило Реценштейна направить крейсер в ближайший порт; крейсер добрался до Шанхая, но через несколько часов туда же подошли японские корабли, которые блокировали «Аскольд». Не имея возможности для сопротивления (часть орудий была разбита в бою), «Аскольд» был вынужден воспользоваться возможностями нейтрального порта и интернироваться, разоружившись до конца войны. После заключения мира «Аскольд» был зачислен в состав Сибирской флотилии.

«Новик», оторвавшись от «Аскольда», добрался до Циндао, но не стал задерживаться в нейтральном порту. Наспех пополнив запас угля, крейсер отправился во Владивосток, выбрав путь вокруг Японии с востока. Обогнув Японские острова, «Новик» 7 августа зашел в порт Корсаковск (остров Сахалин), чтобы вновь пополнить иссякший за неделю плавания запас угля. Но, не успев загрузить уголь, «Новик» был вынужден принять бой со внезапно появившимся у порта японским крейсером «Цусима». В ходе часового боя «Новик» получил 15 попаданий (из них 3 ниже ватерлинии), но и сам нанес противнику серьезные повреждения, вынудив накренившуюся «Цусиму» выйти из боя и удалиться. При этом радисты сообщили командиру, что перехватили радиопереговоры «Цусимы» с другим японским крейсером. Понимая, что у избитого «Новика» нет шансов выдержать еще один бой, командир приказал затопить поврежденный корабль. «Новик» лег на грунт около полуночи, а на рассвете в этот район подошел крейсер «Читосе», обстрелявший торчавшие из-под воды надстройки «Новика» и город Корсаков (выпущено около 100 снарядов).

Останки крейсера «Новик» у порта Корсаковск на Сахалине
Останки крейсера «Новик» у порта Корсаковск на Сахалине

После неудачной попытки прорыва во Владивосток в Порт-Артуре осталось только 2 крейсера: ремонтировавшийся в порту «Баян» и вернувшийся вместе с броненосцами крейсер «Паллада». «Баян» завершил ремонт в конце сентября, после чего корабль сразу же начал готовиться к выходу в море. Для этого на нем взамен орудий, переданных ранее сухопутной обороне крепости, стали устанавливать пушки, снятые с менее ценного крейсера «Паллада». Однако пойти на прорыв у «Баяна» не получилось: в октябре при обстреле гавани японскими осадными орудиями крейсер получил новые повреждения, исключившие его выход в море. А 25 ноября 1904 года «Баян» подвергся наиболее ожесточенному обстрелу (за 8 часов по нему было сделано около 320 орудийных выстрелов). Судьбу корабля окончательно решили попадания подряд четырех 11-дюймовых (280-мм) снарядов, после чего «Баян» с сильным креном лег на дно бухты. И в тот же день неподалеку от него затонул разоруженный крейсер «Паллада», так же расстрелянный осадными 11-дюймовыми орудиями японцев…

Внутренний рейд Порт-Артура 25.11.1904 г.  Крейсер «Паллада» под обстрелом японской осадной артиллерии
Внутренний рейд Порт-Артура 25.11.1904 г. Крейсер «Паллада» под обстрелом японской осадной артиллерии

Русско-японская война: состояние флотов

Русско-японская война: Порт-Артурский отряд броненосцев

Броненосные корабли японского флота

Японские крейсера 1-й и 2-й эскадр

Японские крейсеры 3-й эскадры

Миноносцы Порт-Артура

Русские стационеры

Японские миноносцы

Владивостокский отряд крейсеров

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.