Начало здесь
После получения аттестата я сразу направил заявление в Ленинградское мореходное училище на судоводительский факультет. Получив вызов, попытался получить паспорт, но в паспортном отделе меня направили к редактору газеты, который мне сразу сказал:
– Для тебя есть место в редакции. Поступишь на заочный факультет Минского университета. А про мореходку забудь!
С большим скандалом в райкоме комсомола, который тоже заставлял меня оставаться работать в газете, мне удалось получить паспорт только после того, как я привёл к редактору своего товарища Виктора Захарчука, который был на год моложе меня и тоже писал стихи и рассказы. Но его долго не печатали, пока я не начал править его тексты. Редактор с трудом согласился принять Виктора, который потом закончил факультет журналистики в Минском университете.
Через несколько лет Виктор уже работал редактором областной газеты в Бресте, потом редактором «Сельской газеты», получил хорошую квартиру в Минске.
В 1959 году двадцать три выпускника Голынковской средней школы получили аттестаты о среднем полном образовании. Двадцать два человека потом получили высшее образование, многие сами стали учителями. Только одна девочка – Катя Булак осталась работать в колхозе.
Перед тем, как выписать мне паспорт, начальник паспортного стола, слегка подвыпивший майор милиции, посмотрев моё свидетельство о рождении, в котором каждое слово было написано на казахском языке (родился в ссылке в южной Сибири в посёлке Кушмурун – Казахстан), а под ним на русском, рассмеялся:
– Азамат Татарин – звучит смешно! Давай напишем тебе в паспорте «Гражданин Татаринов» – так будет лучше!
– А разве так можно – произвольно менять фамилию? – удивился я….
– Мне всё можно – я начальник! – с весёлой пьяной улыбкой сказал майор.
– Нет. Спасибо. Не надо менять.
– Ну и будешь татарином, хотя ты написал, что ты белорус и разговариваешь на белорусском языке.
Мне выдали паспорт, и я уехал в Ленинград.
Конкурс на экзаменах в мореходку был большой – четыре человека на одно место. Надо было сдавать три экзамена. Первым был русский устный. Начал разговаривать со мной старый профессор:
– С таким диким акцентом ты хочешь быть капитаном? – и поставил мне тройку.
За остальные два экзамена, сочинение по русскому языку и математику, мне в экзаменационный лист этот же старик поставил тройки.
Проходной балл считался 12 и мне с девятью баллами при таком большом конкурсе соседи по общежитию посоветовали даже не идти на мандатную комиссию.
Набрался смелости. Или наглости. Пошёл.
Мои документы начал просматривать замполит, капитан первого ранга Верескун:
– Что же ты так? В аттестате все пятёрки, кроме тройки по немецкому языку…. Но на вступительных экзаменах три тройки….
– Это из-за моего белорусского акцента…. Меня даже слушать не стали – сразу ставили тройки, не посмотрев ни сочинение, ни правильно решеные примеры по математике.
– Да, ещё в характеристике написано, что ты писал стихи и рассказы. Печатался в разных газетах…. В редакции газеты нашего училища работать будешь?
– Да.
– Предлагаю принять.
Так я оказался курсантом судоводительского факультета Ленинградского Мореходного Училища на Каменном острове.
Жить пришлось в казарме. Режим дня точно такой, как на военной службе – утром и вечером по часу строевой подготовки, по субботам и воскресениям – военная подготовка. Увольнение в город – только в воскресение с 16.00 до 20.00. Отбой в 21.00. Подъём утром в 06.00.
Учёба мне давалась легко. С удовольствием ходил в кабинет мореходной астрономии, в котором был настоящий планетарий. Грамотные преподаватели помогли быстро освоить азы сферической тригонометрии, Они легко и доступно объясняли применение самых сложных формул и таблиц при определении места судна в море по звёздам.
Начальник мореходного училища, капитан первого ранга Грицук Иван Никифорович, во время войны полтора года работал в США в группе наблюдения за постройкой военных кораблей, которые строились для СССР по Лендлизу. В 1944-м он был назначен командиром эсминца, охранявшего конвой PQ . Во время перехода в Мурманск его эсминец был атакован немецкой подводной лодкой. Торпеда ударила прямо в борт – эсминец разорвало на две части, которые через две минуты утонули. Командир оказался в холодной воде. Через 8 часов его, без сознания, подобрал спасатель. В Мурманске его вылечили, но он потерял ступни обеих ног.
Окончание здесь
Tags: Очерк Project: Moloko Author: Татарин Л.