Найти в Дзене
Православная Жизнь

Авраамово лоно — место упокоения праведников в Ветхом Завете. Где оно находилось и что с ним стало

Оглавление

Жизнь обеспеченных и бедных две непересекающиеся и даже не соприкасающиеся реальности, но в Священном Писании Христос произносит притчу о двух людях, что обитали недалеко при земной жизни и виделись после смерти. Один — богатейшей человек, даже одежда которого сшита из драгоценных, царских тканей. Другой — нищий старик, Лазарь, в струпьях и ранах. Бедняк по смерти взирал с ложа Авраамова. Где это место расположено, почему сегодня о нем не говорят.

Праотец Авраам. Фото из открытого источника
Праотец Авраам. Фото из открытого источника

Ад или рай

На земле бедолага валялся у ворот толстосума. После смерти герои поменялись местами. Человек, что вел роскошное существование, горел в пламени. А старик струпья оставил на земле и утешался возле Авраама на лоне его. (Лк.16:19–31), но это был не Рай.

Христианское вероучение твердо утверждает двери Рая открылись людям после Господней Крестной Жертвы. Значит Лазарь, смиренно живший на Земле, другие ветхозаветные праведники, пророки и патриархи после смерти оказались в аду. Отсюда Иисус Христос вывел людей, что заслужили спасение. Нет ли здесь противоречия. Ведь Лазарь не мог даже каплю воды передать богатею, их разделяла «великая пропасть».

Архимандрит Аверкий (Таушев) считает «Лазарь, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников». И святой Феофилакт Болгарский называет лоном Авраамовым «совокупность благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани».

Из таких пояснений получается: лоно Авраамово — часть ада, которую Ангелы привилегированно оборудовали для праведников или это какое-то третье место — ни Рай, ни ад.

Два проявления любви

Святые Отцы поясняют: со стороны Бога нет Рая и ада. Господь неизменная Любовь, это человеческие категории. «Взойду ли на небо – Ты там, сойду ли в преисподнюю – и там Ты», поясняет Псалмопевец (Пс.138:8).

После смерти душа несет в иной мир багаж, что собрала на земле
Лазарь, которого утешали только собаки, прожил в нищете и болезнях, не роптал на Бога. Толстосума не осуждал, не призывал делиться богатством, смиренно принимал объедки с барского стола. По смерти в лучах Божьей славы добродетели бедняка расцвели, муки отошли. Лазарь не блаженствовал, но утешался.

Богатей страдал после жизни в телесных удовольствиях, ублажении личных прихотей. За гробом нет вкусной еды, роскошной одежды, дорогих вин, ничего, что принесло бы такому счастье. Ад для него в неудовлетворенности желаний. Земных цели пусты, накопленные богатств бесполезны.

Оба находятся в Божьей любви, один утешается, другой мучается. Только Христос еще не принес Свою Жертву, пока нет полноты единения твари с Творцом. Лоно Авраама — не часть Рая, это посмертное состояние душ, которые ожидают пришествия Спасителя для соединения с Господом в Его Царствии.