Найти тему
History by Инородец

Татарские стрельцы, новокрещены и другие татары Казани в 1566 году

Оглавление

1552 год - ключевая дата для истории татар. Кажется, что с падением Казанского ханства оборвалась и татарская жизнь. Но на самом деле не все так однозначно: татары ведь продолжали жить и в самой Казани, и на территории бывшего Казанского ханства. Приводим данные 1566 года. Казань и татары...

Миниатюра "Осада Казани". 16 век.
Миниатюра "Осада Казани". 16 век.

Ссылаясь на Писцовую книгу 1566 г., исследователь Михаил Пинегин отмечал, что в это время в Казани проживало почти 13 000 человек.

Из них около 6000 казанцев являлись татарами. До 1500 татарских семейств. Кем же они были?

Стрельцы

Как ни странно, среди стрельцов - основной боевой силы русских царей XVI столетия были и татары. В Казани было два стрелецких полка, они жили в отдельных слободах на окраине города. Главным образом, в районе Арского поля. Стрельцы получали содержание от казны. Как писал историк М. Пинегин, "в мирное время стрельцы вели праздную жизнь, отличались буйством, своеволием, нередко производили насилие над обывателями; многие из стрельцов занимались контрабандой и беспошлинной торговлей, этим наносили большие убытки купцам".

Но стоит отметить, что татарских стрельцов было не так много. Лишь 7 казанских стрельцов имели татарское происхождение. Двух из них в документах 1566 г. обозначили как "бусурман", значит они оставались в мусульманской вере. Остальные, очевидно, являлись уже крещеными: "Мурза Лавров, Татаринко Фуфаев, Шигалейко Ножевник, Тренька-татарин с братьею". Именно так были даны их имена в Писцовой книге того года.

Служилые татары и новокрещены

В числе казанских жителей были также служилые татары и новокрещены. По данным 1566 г., в Казани проживали 26 новокрещенов и 11 служилых татар. Как пишет тот же М.Пинегин, "хотя те и другие жили между русскими, отдельно от своих сородичей, но они не вступали в общины посадских людей и стрельцов; они всегда были собственниками, а не жильцами дворов; исключение составляют лишь упомянутые выше несколько татар, вошедших в состав стрелецких общин".

Если новокрещены были уже с русскими именами, то среди служилых татар XVI века встречались такие имена, как Кулыга, Муса, Берсень, Тогозей, Утезня, Еникей и др.

Как объясняет историк, татарские новокрещены продолжали оставаться за пределами русской общины лишь потому, что "правительство освобождало на некоторое время от тягла крестившихся татар". Чем же занимались новокрещены? Трое из них торговали, а остальные занимались скотоводством, "как и большинство казанских татар того времени".

Панорама Казани 16 века. Фото: https://realnoevremya.ru
Панорама Казани 16 века. Фото: https://realnoevremya.ru

Татарская иррегулярная конница

"В виду природной способности татар к верховой езде и разъездной службе, русское правительство тотчас по взятию Казани решило образовать из них иррегулярную конницу, которая отличалась умением наносить неприятелю стремительные кавалерийские атаки. В последующих походах Грозного за русской пехотой всегда следовала конница из казанских татар под начальством бояр и князей; так в Ливонской походе головою свияжских татар был князь И.М. Чермный-Барятинский, а казанские татары шли под начальством Чепчугова.

В походах татары проявляли большую склонность к грабежам и жестокостям; при этом грабили и разоряли не только неприятельские земли, но часто насилием и пытками вымучивали деньги даже у русских людей. Впрочем, немало и таких служилых татар, которые за ревностную боевую службу получали в вознаграждение земли и поместья".

Таков феодальный XVI век, и татары Казани того времени.