Найти в Дзене
Команда F5

С какими рисками сталкивается заказчик при внедрении CRM-системы у фрилансеров?

Оглавление

Внедрение CRM - это недешевый и небыстрый процесс, поэтому многие владельцы бизнеса склонны обращаться не к профессиональным интеграторам, а к фрилансерам, коих много на просторах интернета. Забегая вперед скажем, что в итоге  для заказчика это выйдет дороже.

Компания интегратор - это группа людей, которые создают разносторонний и многогранный продукт, а фрилансер - это узкоспециализированный специалист. Иногда для плодотворной реализации проекта необходимо задействовать несколько специалистов.

Для начала выясним, кто такой фрилансер. Фрилансер – это свободный специалист, который работает на себя. Фрилансер сам ищет заказчика, устанавливает удобный для себя график работы. Работать фрилансеры могут как с одним, так и сразу с несколькими заказчиками.

Риск № 1. Нет гарантий, что фрилансер будет заключать с заказчиком  договор.

Любые взаимоотношения с фрилансером надо регулировать, чтобы обезопасить себя. В противном случае, у заказчика не будет доказательств для суда, если исполнитель обманет или схалтурит.

Увы, многие заказчики до сих пор не знают, что услуги фрилансеров нужно оформлять. Составлять договор, (документ называется договор подряда) прописывать, какую работу должен сделать исполнитель, в какой срок  сдать ее.

Но в отличие от сертифицированного интегратора не все фрилансеры предлагают заключить договор, а биржа на которой он зарегистрирован не выступает гарантом сделки.

Что будет, если такой исполнитель будет внедрять amoCRM? Да все, что угодно, например, человек может взять предоплату и пропасть. Снова появиться. Заявить, что у него проблемы. И снова пропасть. В итоге проект будут завершать другие люди.

И таких «внештатных» ситуаций может быть по 2-3. Только представьте, как это отразится на нервной системе и вашем кошельке?

Риск № 2. Фрилансер не всегда может подтвердить свою компетентность.

Какого типа гарантии может предоставить сертифицированный надежный партнер? Обычно трех видов - финансовые, технические и юридические. Это значит, что если результат не будет достигнут, клиенту вернут деньги, все специалисты имеют образование и квалификацию, а сама компания - сертификат.

Также гарантией того, что работа будет выполнена, выступает сайт с готовыми работами-кейсами, отзывами клиентов, благодарностями. Там же есть информация о том, сколько лет существует компания, сколько сотрудников работают в штате, подробные шаги, как проходит внедрение и интеграция.

Что выступает гарантией того, насколько надёжный специалист выбранный фрилансер? Хорошо, если у него есть собственное портфолио, еще заказчик может обратить внимание на цены за услуги фрилансера и сравнить их с другими ценами в интернете.

Человек может много рассказывать о том, какой он профессионал. Но работает фрилансер один, при всем желании он не может все знать и уметь. Даже у проверенного фрилансера есть шанс получить срыв сроков и некачественную работу. Даже если вы детально изучили портфолио, почитали отзывы - гарантий по прежнему нет.

Риск № 3. После сотрудничества с фрилансером заказчик получит только промежуточный результат.

У фрилансера отсутствует системный подход к работе. При внедрении CRM-системы нужно проработать несколько этапов: и воронку настроить, и сайт подключить, и обучение провести. Возможно, фрилансер закроет лишь ряд вопросов: он настроит воронку, обучит сотрудников, но интеграцию с мессенджера настроит криво. В этом случае клиенты будут писать в мессенджер,  отваливаться, а деньги выделенные на рекламу улетят в трубу.

К тому же, фрилансер не всегда учитывает особенности бизнеса заказчика: структуру предприятия, количество отделов, их направления и так далее.

Грамотная компания-интегратор уже имеет за плечами большой опыт, проводит бизнес-аудит, учитывает все боли клиента и делает все работы строго под ключ. Учитывает, как построены каналы коммуникации в компании: телефония, почта, формы на сайте, составляет ТЗ, где написан порядок проведения работ и их задачи.

Риск № 4. Фрилансер может сорвать сроки.

Если фрилансер ведет несколько проектов одновременно, то он сам выставляет приоритеты важности проекта.  Заказчик может только догадываться, на какой проект исполнитель выставляет приоритет.

Учитывая, что работа не регулируется никаким договором, заказчик не может требовать регулярного отчета.

О том, что фрилансер может срывать сроки в интернете ходит много много анекдотов.  Как ни странно, но именно во время проекта у фрилансера начинают болеют собаки, кошки и  родственники.

Если взять интегратора, у него нет цели затягивать доработку или делать ее некачественной. Почему? Это невыгодно для его прибыли, кроме этого, любая уважающая себя компания заботится о своей репутации.

Серьезная компания-интегратор всегда заключает договор, согласно которому составляется техническое задание,  прописываются все этапы внедрения со своими сроками и даже штрафные санкции, в случае срыва сроков. Этот документ подписывается между двумя сторонами, регулируется печатями и подписями. Для заказчика договор является гарантом, что все работы будут выполнены.

Риск № 5. Фрилансер может слить базу данных заказчика или продать.

Предоставляя доступ к сайту, базам данным, фрилансер никак не гарантирует, что эти базы данных будут в сохранности. Уверенности в том, что исполнитель  100% честный человек – нет.

В нашей компании был случай, когда клиент потерял свою базу данных после обращения к горе-фрилансеру. Свою базу данных он нарабатывал в течение нескольких лет, вручную обзванивая каждого клиента.

Результат такого сотрудничества оказался печальным - фрилансер, который с готовностью взялся за проект, оказался мошенником и слил все контакты третьим лицам за вознаграждение.

Такого не произойдет, если заказчик заключит с фрилансером договор о неразглашении (NDA). В данном случае этот документ будет инструментом, который позволяет избежать утечки секретной информации: от персональных данных до коммерческой тайны.

На каких вещах заказчику ни в коем случае нельзя экономить и лучше обратиться к интегратору?

Желание предпринимателей сэкономить на внедрении CRM вполне естественное, но важно заметить, в схеме внедрения существуют важные пункты, на которых нельзя экономить. Если заказчик хочет, чтобы его система работала по максимуму, в работе с этими пунктами, стоит привлечь не фрилансеров, а сертифицированных партнеров CRM:

  • первичная настройка. К сожалению, фрилансерам часто недостает профессионализма, опыта, технических знаний для первичной настройки системы.

Исполнителю бывают непонятны такие вещи как, воронка продаж, бизнес-процесс, первичная документация и так далее. Практика показывает, что после попытки фрилансера настроить систему и сэкономить, заказчик возвращается к интеграторам.

  • импорт данных. Клиентские базы нарабатываются рутинным трудом, годами. Контактами клиентов жертвовать нельзя. Интегратор может без проблем перенести все данные из excel или другой системы. В случае с фрилансерами никто не застрахован от того, что эти ребята захотят подзаработать, продать базу данных в интернете.
  • техподдержка. Обычно фрилансеры не горят желанием сопровождать в проект  в дальнейшем, решать возникающие проблемы. Если для заказчика это принципиально, о таких вопросах надо договариваться заранее. Но чаще всего для фрилансера - это просто очередной проект, завершив его он быстро берется за новый, не беспокоится, что происходит в бизнес-процессах заказчика.

В случае с сертифицированным интегратором все отношения закрепляются договором. Это значит, что компания-интегратор обязана отчитываться о проделанной работе, предоставлять заказчику технические отчеты и контролировать качество предоставляемых услуг.

Проект внедрения с грамотной компанией-интегратором может быть успешным и принести заказчику много довольных клиентов и прибыли. Ну а желание сэкономить чаще всего оборачивается сливом денег из бюджета и головной болью для руководителей компании.