Ехали мы, ехали, и приехали на Юг.
Только представьте себе. Октябрь. Солнце. Зелень, даже не думающая желтеть. Плющ цветёт. Бабочки летают. Днём тепло. Ночью... Тепло! Так не бывает. Это сказка.
Алыча. Ежевика размером с напёрсток. Тёрн размером с наши ранетки. Сливы. Не на рынке с прилавка, из пыльных коробок и потных от предвкушения денег рук торговцев. А с деревьев. С придорожных деревьев!!! Это Эльдорадо. Так не бывает.
Во всяком случае с точки зрения закоренелого уральца. Для которого последние яблоки размером с чайную ложку, твёрдостью соперничающие с гранитом, а кислотой дающие солидную фору лимону, собранные в середине августа, пока недельные дожди не зарядили и температура окончательно ниже плюс десяти не съехала - это уже большая удача.
А-ааааа! Народ, мы в раю!!!
Голова - как воздушный шарик, надутый гелием. Мысли все разлетелись, как китайские фонарики. Мозги растаяли от непривычно щедрого тепла. И не-ра-бо-та-ют!
Видимо, именно по этой причине одну из стоянок мы решили устроить в пересохшем русле горной речки Хабль, что течёт тоненьким, по большей части спрятавшимся под камнями ручейком по одному из северо-восточных склонов хребта Маркотх.
Мы заехали в русло и проехали по нему вверх, насколько смогли, радуясь проходимости Мауса.
Могли бы в принципе и дальше ползти, но - смысл? Кругом - красота не реальная, горы, зелень, птицы поют, из всех признаков цивилизации - только старая лесовозная дорога, по которой раз в несколько дней с жутким рёвом проползает самодельный вездеход на шасси самоходки времён Великой Отечественной...
Так и разбили лагерь, устроившись на зелёном островке среди каменно-мергелевых наслоений речного русла.
Солнышко светит. Птички поют. Ручеёк журчит в своих невидимых подкаменных норках. Где-то далеко внизу - посёлок Синегорск.
Где-то вверху, совсем недалеко, но недобираемо ни для чего, кроме той самой армейской самоходки - перевал Папай.
А за ним, всего в тридцати километрах - город Геленджик и Чёрное море.
Последний раз мы были там в 2001-м. Зимой. В январе. Автостопом из Тюмени. В Тюмени было -32. В Геленджике +15. Пробыли там всего один день. Это было всё неправда. Сладкий сон. Глюк тяжкий.
Зато теперь мы здесь. Надолго. Настолько, насколько захотим. Торопиться некуда. Потому что возвращаться некуда. Наш дом - здесь, с нами. Всегда.
Окрылённые и опьянённые свободой, бродим по окрестностям, загораем, занимаемся... Ой, да чем только не занимаемся!
Только не думаем, да.
А следовало бы. Например о том, что дожди на Юге тоже бывают. Особенно осенью. И это - не уральские дожди, холодные, мелкие и затяжные, когда кажется, что и на землю-то ничего не падает, а стОит пробыть на улице дольше пары минут - и ты уже мокрый насквозь, сколько бы одежды на тебе не было. Нет. На юге идут короткие частые ливни, которые лупят крупными тяжёлыми тёплыми каплями с частотой пулемётной очереди и за каждый получасовой заход выливают на землю столько же воды, сколько уральская морось нацеживает за сутки.
А если такие дождики будут повторяться всю ночь? Что станет с безобидным каменистым руслом?
Вот о чём следовало бы подумать заранее. Ну или хотя бы у Гугла спросить, он умный, его южными красотами с толку не собьёшь...
Но мы не успели. Потому что дождик успел раньше.
Утомлённые празднеством и блаженством, мы уснули в предвкушении нового чудесного дня. А проснулись посреди ночи от странного рокочущего звука.
Я выглянул в дверь и не поверил глазам.
Вокруг нас рокотал бурный мутный поток. А с неба лил дождь такой силы, что вода в потоке бурлила вниз по руслу и вертикально вверх примерно в равных пропорциях.
И что было самым неприятным - уровень воды поднимался. Это было заметно даже невооруженным глазом, и даже сквозь почти непроницаемую стену дождя.
Однако, пока я одевался и искал дождевик, ливневый заряд истощился. Когда я вышел наружу, по крыше барабанили лишь редкие капли, а когда, преодолевая поток, обошёл вокруг Мауса - воздух был чист и спокоен, а в небе сквозь большущие разрывы облаков философски проглядывала красновато-песочная Луна.
Ветра не было. Только ревел, крутя мощные водовороты вокруг маусовых колёс, разбуженный первым за несколько недель ливнем Хабль.
Я открыл дверь и крикнул в темноту спящего домика:
- Ребята, мы стоИм в потоке!
Ух ты, как быстро народ подорвался-то!
- Где?
- Что потекло?
- Мы плывём?!
Спокуха.
Ответ первый: прямо здесь.
Ответ второй: потекло небо.
Ответ третий: мы не плывём, к счастью.
Пока. И чтобы этого не произошло - надо быстро валить из русла.
Запихали в кабину мокрую тётю Сару, которая ютилась на сухом островке в стороне от потока, но вовсе не в стороне от дождя. Достали стропу, прицепили разъездную легковушку. Завели Мауса. Включили пониженку. И уже под утро поползли вверх по реке.
Хорошо, что за прошедшие несколько дней мы успели излазать и досконально изучить русло на ближайшие три-четыре километра в обе стороны. Благодаря этому мы знали, что метрах в четырёхстах вверх по руслу есть выезд из реки на левый берег. Крутой, глинистый, сомнительный - но он есть.
Ну и рельеф самого русла мы тоже себе представляли, хотя бы примерно и в общих чертах. Больших разломов там не было, равно как и непреодолимых для Мауса каменных глыб.
Тем не менее, решили перестраховаться, и весь перегон жена в болотных сапогах с багром шла перед Маусом, обследуя дно.
Так, рассекая поток подобно десантной барже, проползли вперёд метров двести, по диагонали пересекли реку и уже вдоль другого берега добрались до съезда.
Честно сказать, я сильно сомневался, что Маус сможет забраться туда, да ещё и затащить за собой легковушку.
А он ничего, справился.
В общей сложности через три часа мы уже продолжали так нелепо прерванный сон, обосновавшись на уютной поляне, находящейся метрах в трёх по вертикали от уровня реки.
Проснулись ближе к вечеру. Ярко светило солнце. О ночном разгуле стихии напоминали разве что свежеотмытые от пыли деревья.
Едва осознав связь с реальностью, поскакали смотреть, что стало с водой.
И увидели абсолютно сухое русло.
Только где-то там, в каменных трещинах, весело перекатывал свои игрушечные водопадики еле угадываемый ручеёк.
В заключение сего поучительного повествования - совет, (разумеется, вредный!):
Друзья мои, приятели,
И дальние знакомые,
И даже не знакомые,
И вовсе не друзья!
Вставайте смело лагерем,
А может и не лагерем,
А просто спите в спальниках
Гурьбой вокруг костра,
Когда в горах Кавказовых,
А может, не Кавказовых -
В Уральских, скажем, сыщете
Вы русла горных рек!
А утром, как проснётесь вы,
Купаясь, скажем, в озере,
А то и в Чёрном море вдруг
Разбудит вас прибой -
Вот будет вам походовский,
Смешной, незабываемый,
Без всяких фоток памятный,
Отличнейший сюрприз!