Роман Льва Толстого «Война и Мир»- это особая книга. Она играет роль одного из тех столпов, на которых зиждется русская словесность не только у нас, но и за рубежом. О своей любви к этому произведению говорят известные политики, различные медийные лица, музыканты, актеры. Для многих шедевр «русского старца» стал даже поводом выучить русский язык, чтобы прочесть его в оригинале.
Вместе с тем при всей несомненной популярности романа его общее восприятие совершенно удивительно Несомненные достоинства книги признают многие, многие говорят, что читали ее но в большинстве случаев так говорят лишь для того чтобы выглядеть в глазах окружающих культурным и начитанным.
На деле же за фактическое знакомство с означенным произведением решаются очень немногие, и тому существует множество причин. Первая из них это дидактическая. Как известно впервые с легендарным текстом мы знакомимся еще в школе, но проходит это знакомство чаще всего не слишком успешно. Школьникам либо задают освоить шедевр Льва Николаевича самостоятельно во время летних каникул или же изучают его в урочное время фрагментарно. К положительному результату редко приводит хотя бы один из предложенных вариантов.
Школьники, конечно, пытаются взяться за протокольную эпопею в погожий летний день, но целых четыре тома текста и встречаемые уже в дебюте огромные куски на французском приводят к тому, что запал на чтение пропадает почти так, же быстро как и появляется.
Сказанное позволяет нам перейти к анализу своеобразных подводных камней, которые могут возникнуть при чтении знаменитой эпопеи. Говорят о них стоит, прежде всего сказать следующее.
Чтение такого глобального романа, как «Война и мир» действительно очень сложная задача потому приступая к самому процессу нужно определить тот круг трудностей, с которыми придется столкнуться. О многих из них хорошо известно хотя бы понаслышке и две из них мы уже мельком затронули.
В известной шутке по поводу «Войны и мира» говорится, что «так много по- французски не треплется даже Наполеон»
Действительно в своеобразном прологе первого тома, происходящим в салоне Анны Павловны Шерер много иноземных слов, но в таком количестве они встречаются только лишь в самом начале первого тома. Если этот этап преодолеть (что, к сожалению удается немногим) то, как говорится дальше будет легче.
Вместе с тем позвольте со своей стороны отметить, что этот эпизод романа, конечно, трудно поддается прочтению, но именно он требует максимального внимания от читателя, поскольку во многом определяет тематический диапазон произведения.
Толстой здесь знакомит нас во- первых со множеством персонажей к которым походу развития сюжета будет возвращаться постоянно, а во-вторых подробно описывает темы их разговоров в которых часто мелькает война. Таким образом, в данном случае Толстой уже в самом начале раскрывает перед своим читателем два заглавных компонента своего титанического труда: войну и мир, в значении общества. В тесном мыслительном соприкосновении с ними во многом и предстоит провести читателю не много не мало полторы тысячи страниц текста.
Теперь следует подробно поговорить о том, что собственно представляет собой знаменитый роман Толстого с точки зрения содержания. Начать беседу на эту тему следует с попытки дать ответ на вопрос почему «Война и мир» считается признанным шедевром? Рассуждая об этом, мы сталкиваемся с еще одним вопросом: какое литературное произведение следует считать шедевральным и какими качествами оно должно обладать, чтобы считаться таковым.
Как правило, такую оценку дают тем книгам, в которых автор глубоко и с умом рассказывает о тех ценностях и жизненных коллизиях, которые волнуют и остаются актуальными в любое время. Примерный их список не нуждается в длительном комментировании: это любовь, тема подвига, семейных взаимоотношений, смысла жизни, предназначении человека в этом мире и т.д.
Многоплановость романа Толстого позволила автору затронуть почти все перечисленные аспекты. Первым из них следует назвать тему семьи, или как писали критики «мысль семейную».
Здесь важно отметить, что изначально Толстой планировал назвать свой труд «Все хорошо, что хорошо кончается» и писать его именно в жанре семейной хроники. Со временем горизонты были расширены и как мы знаем, изменилось и название, но тема семьи в книге осталась принципиально важной. Не случайно ключевое значение в сюжете играют именно своеобразные кланы: Ростовы, Болконские, Куракины и их отдельные представители.
Учитывая это вполне логичным представляется то, что у Толстого в тесном соседстве с темой семьи пребывает, и вопрос о любви в человеческих взаимоотношениях на которой во многом и строится семья как общественный институт причем, что характерно не всех персонажей в этом смысле можно назвать счастливыми. Вначале читатель знакомится с семейными перипетиями царящими в паре Болконских. Казалось бы, о каких неурядицах можно здесь говорить. Милая Лиза любит своего Андрея и ему остается лишь благословлять судьбу за столь счастливый жребий. Однако, рефлектирующему Андрею мало простых радостей родного очага. Ему скучно. Душа просит чего- то другого.
Подобно гоголевскому Тарасу Бульбе его не прельщает перспектива «бабиться» с женой- его душа жаждет подвигов, которые должны перевернуть его по его мнению серую и скучную жизнь. Здесь уже частично затрагивается военная тема, но о ней стоит поговорить позднее и более подробно. Если же возвращаться к вопросам семьи и любви в романе Толстого, то необходимо также обратиться к анализу взаимоотношений между Пьером Безуховым и Еленой Куракиной, которые развиваются параллельно с той, что происходит у Болконских. Здесь автором препарируется классический случай, когда люди принимают влюбленность за любовь.
Так первоосновой для увлечения Элен со стороны Пьера служит ее красота, а в свою очередь корыстную девушку заинтересовал не сам жених, а его богатое состояние. Такие мотивы для женитьбы нередки и сегодня, но браки, построенные на такой основе редко оказываются счастливыми. Незавидна судьба и толстовских героев.
Ветреная молодая жена не отличается верностью, а муж совсем скоро понимает, что красота его избранницы оказалась лишь красивой оберткой, содержание которой полностью лишено души. В этом эпизоде романа автор не занимается морализаторством, но, несомненно, желает, чтобы описанный случай стал для читателя показательным. Между тем пока Безухов переживает семейную трагедию, его друг Болконский уже активно включается в европейскую компанию против Наполеона. Здесь Толстой приступает к творческому анатомированию такого понятия как «армия». В частности на примере капитана Тушина он показывает как во время боевых действий может быть важен даже подвиг простого офицера, которого вряд ли принимает всерьез высокое начальство.
В представлении Толстого армия это единый организм, в котором одинаково важна роль каждого кто принимает участие в его работе. Переходя через некоторое время к знаменитому описанию ранения Болконского под Аустерлицем автор логично следует от простого к сложному. Читатель сталкивается здесь с одной из самых пронзительных философских сцен эпопеи. Герой ранен почти смертельно и вот он видит над собой высокое небо Аустерлица. В этот роковой момент он обретает неожиданное просветление вербальное выражение, которого поначалу сложно понять. Болконский говорит о том, что нет в мире ничего кроме этого неба, что все остальное обман. Этот образ при первом прочтении может быть не совсем ясен.
На самом деле речь в данном случае идет об аллегорическом обращении к Богу, которое и завуалировано автором под словом «небо». Показательно, что Толстой, по всей видимости, оставляет героя в живых для того, чтобы в дальнейшем сделать его источником тех философских идей, которые он будет проецировать через него на читателя, ведь первый такой опыт оказался замечательным. Реализуя свою философскую парадигму Толстой, продолжает подвергать одного из центральных героев тяжелым испытаниям и вновь описывает его впечатления от них через образы.
Так, тяжело переживая смерть жены при родах, он встречает сухой дуб и сравнивает его с собой.
Когда же князь обретает новую любовь, встречая Наташу Ростову (подробный разговор о которой у нас еще впереди) дуб этот расцветает. Опять таки имеет место аллегорический прием. В них собственно зачастую и бывает выражена суть философского инструментария Толстого.
Теперь пора перейти к еще одному «слою» толстовской эпопеи - историческому.
Как не странно его роль в романе не в полной мере очевидна. Да, Лев Николаевич подробно описывает многие военные события, но мнение о том каким образом он это делает, у современного читателя нередко бывает не совсем верным.
Принято считать, что на те же коллизии Отечественной войны он смотрит глазами современников, что сегодня может показаться не слишком убедительным, но это только лишь на первый взгляд. На самом деле понимание истории Толстым в его романе выглядит не столько научным сколько философским и личностным.
Под его пером муза Клио не столько предстает в своем хроникальном виде сколько в психологическом и чувства и эмоции героев значат в данном случае больше чем сухие реплики фактологов. Разворачивая перед читателем сугубо эмоциональный тип восприятия исторических событий, Лев Николаевич использует самые разные художественно- выразительные средства. Так, начальник штаба Пфуль выглядит как архетип педанта немца, который конечно не свободен от определенной карикатурности, но при этом производит достаточно характерное впечатление. Однако такой подход автора к материалу можно все- таки назвать скорее частным.
В большинстве своем история, а вместе с нею и война в понимании автора это явление глобальное ход которой определяют глобальные же процессы.
Так даже если мы видим знаменитое Бородино глазами разных его участников выглядит это как интереснейший процесс складывания мозаики впечатления из отдельных кусков, которые в свою очередь тоже в конечном итоге воспроизводят большое.
Многие авторские военно-исторические рассуждения Толстого были весьма нетривиальны для читателей- современников и нередко остаются таковыми для нас.
Вступая в спор со сторонниками известной теории о роли личности в истории, автор среди явлений, ставших залогом победы над грозным врагом, ставит силу народа.
Вспоминаем известное выражение о «дубине народной войны», которое уже успело войти в пословицу. Для обоснования данного тезиса Лев Николаевич уделяет огромное внимание рассказу о деятельности партизанских отрядов. Не случайно образ предводителя одного из таких военных объединений , Денисова смотрится едва ли не ярче чем литературный портрет самого Кутузова.
Именно с рассказом об участии партизан в победе над Наполеоном связан и один из самых хрестоматийных персонажей толстовской эпопеи. Речь, разумеется, идет о Пете Ростове. Он классический образ молодого неопытного мальчишки искренне желающего стать героем и тем самым послужить Отечеству.
В данном случае его гибель выглядит трагически, но все, же логично. Она была нужна для того чтобы сделать духовный посыл персонажа по настоящему убедительным.
Ведь он как раз тех ребят, «из которых «героев делают Отечества мученья». Но это лишь одна из сторон психологизма войны глазами Толстого. Вторая ее роль ему видится в том, что она сумела изменить многих ее персонажей, помогла им найти себя. Ключевым в контексте нашей мысли можно посчитать развитие образа Пьера Безухова, который тоже попал в круговорот военных событий.
До того как он волею судьбы стал участником противостояния с Наполеоном ему пришлось пройти тяжелый путь познания собственной личности. После расставания с беспутной супругой он безуспешно пытается отыскать душевный покой, пытаясь достичь его даже путем вступления в масоны. Но только лишь война помогает ему, наконец, то обрести себя. В его многочисленных духовных исканиях ему неожиданно помогает простой солдат Платон Каратаев, который знакомит его с простой философией человека из народа, которая открывается пленному аристократу с совершенно неожиданной стороны
Только после общения с ним приходит он к настоящей духовности. Здесь опять таки присутствует мысль о глубокой содержательности народной стихии мысль, о которой в романе Толстого является крайне важной. Простой русский мужик открывает Пьеру больше чем многовековая философия масонского ордена, что представляет народ как огромную кладезь мудрости которую необходимо стремиться постигать.
Как и большинство образов и сюжетных поворотов и героев большой содержательностью наделен у Толстого и один из главных женских образов в его произведении Наташа Ростова. Этот персонаж является обширнейшим психологическим портретом женщины в как таковой во всей ее полноте. Следуя за Наташей, мы проходим путь ее внутреннего взросления от девочки до женщины. Не случайно эпизод с ее первым выездом на бал стал одним из самых известных в «Войне и мире», а мимолетный роман девушки с Долоховым оказался призван показать двойственность женской натуры и благодаря нему она оказалась блестяще явлена автором.
Показательно, что в конечном итоге Наташе удается понять истинное предназначение: она становится счастливой женой и матерью и именно в этом обретает настоящее счастье, к которому так стремилась с юных лет.
Теперь хотелось бы еще раз рассмотреть вопрос о том почему многие читатели особенно школьники не понимают «Войну и Мир» и в чем причина такого отношения к этой книге со стороны читательской аудитории . Как правило списывают это на нехватку жизненного опыта и в какой то степени это справедливо, но необходимо обратить внимание еще и вот на что.
Дело в том, что сюжет роман во многом построен на отсылках к историческим событиям.
А как могут понять исторически безграмотные школьники, которые не имеют даже малейшего представления о битве при Аустерлице понять терзания Андрея Болконского?
Таким образом, можно сделать вывод, что знакомство с шедевром Толстого требует предварительной подготовки которая должна заключаться в прочтении нескольких книг о Кутузове и войне 1812 года.
Наш с вами разговор мне бы хотелось завершить рассуждением о том какую роль играет роман «Война и Мир» в наши дни.
Есть в русской критике такое расхожее определение «энциклопедия русской жизни». Его приписывали и пушкинскому «Онегину» и некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо?», но в наиболее широком объеме оно может принадлежать лишь знаменитому четырехтомнику Льва Николаевича Толстого.
Граф не просто написал об Отечественной войне. Он показал нам крупнейшую картину общества начала XIX века, затронув представителей всех его классов от крестьянина до самого императора. Именно такой серьезный подход и обеспечил роману статус «классики» и покрыл имя его автора бессмертной славой.