Найти в Дзене
Хочу писать!

"Унесенные ветром": история Старого Голливуда.

"Кинокомпания "Метро-Голдвин-Майер" с гордостью представляет экранизацию романа Маргарет Митчелл...

...Историю Старого Юга...

"УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ"

Ну что, поймали "мурашку"? Я - да.

Сейчас уже невозможно себе представить американский кинематограф без этого (подставьте любой эпитет) фильма. Не потому что это история Старого Юга. А потому что это история Старого Голливуда.

Пэтси О'Хара

В 1936-м году на американском литературном небосклоне зажглась новая звезда - Маргарет Митчелл, автор романа "Унесенные ветром". История гордой южанки-плантаторши с необычным именем Скарлетт, оказавшейся свидетельницей войны между Севером и Югом и открывшей собственный бизнес в пост-рабовладельческих США, стала бестселлером, а сам процесс рождения романа со временем оброс самыми невероятными слухами и легендами. Кто-то из литературоведов, например, считает, что Митчелл, которая, как и ее героиня, была южанкой и по крови, и по духу, удачно нашла на пыльном чердаке дневники своей бабушки, после чего на пару с редакторами издательства, так сказать, "литературно обработала" оные, превратив записи родственницы в полноценную книгу.

Как бы там ни было, издательство и его редакторы действительно сыграли определенную роль в судьбе романа. Именно издательство настояло на смене изначального названия рукописи "Завтра - другой день" на однозначно хитовое "Унесенные ветром", а скромное имя героини Пэтси поменяли на яркое и броское Скарлетт.

Замечу, что и сама Маргарет, вопреки распространенному мнению "для успеха книги нужно просто хорошо писать", тоже не оплошала и делала все, за что в современной России принято жестко стыдить писателей: ездила в рекламные турне на встречи с читателями, устраивала автограф-сессии, всячески рекламировала книгу и очень зорко следила за правами на переводы. Хотя писать она, в прошлом журналистка и вообще-то представительница американского истеблишмента, тоже умела.

"И сильная духом своего народа, не приемлющего поражения, даже когда оно очевидно, Скарлетт подняла голову."

Позже Митчелл признается, что терпеть не может свою героиню, и задумывала ее как "анти-героя" - в отличие, от тихой, кроткой и доброй подруги Скарлетт - Мелани Гамильтон. Однако эгоистичная, расчетливая, алчная и подлая Скарлетт О'Хара удивительным образом покорила весь мир, превратившись в образец для подражания для женщин и в предмет вожделения для мужчин.

Но произошло это не только и не столько благодаря книге Митчелл.

Фильм-веха

Вскоре бестселлером заинтересовался успешный голливудский продюсер Дэвид Сэлзник.

Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Вивьен Ли в роли Скарлетт, Хэтти Макдэниел в роли Мамушки.
Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Вивьен Ли в роли Скарлетт, Хэтти Макдэниел в роли Мамушки.

Будучи зятем самого Луиса Майера, совладельца крупнейшей голливудской студии "Метро-Голдвин-Майер" (MGM), Селзник не был ограничен в деньгах, поэтому имел возможность привлечь к работе над фильмом самые талантливые кадры. Что он и сделал.

Легенда гласит, что в процессе работы над фильмом Селзник сменил что-то около 20 сценаристов (среди которых был даже писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд) и дюжины режиссеров (включая талантливейшего Джорджа Кьюкора).

Роль Скарлетт изначально была предложена самой на тот момент влиятельной актрисе - Норме Ширер. И это несмотря на то, что Ширер к тому моменту уже исполнилось 36 лет (Скарлетт на момент начала истории, напоминаю, всего 16)!

film.ru Вот такая могла бы быть Скарлетт...
film.ru Вот такая могла бы быть Скарлетт...

Удивительное дело, Ширер ответила отказом, объяснив, что единственная роль, которая ей действительно интересна, - это главный мужской персонаж Ретт Батлер.

После этого на роль стала рассматриваться Кэтрин Хепберн, которую настойчиво рекомендовала продюсеру сама Маргарет Митчелл. Дело в том, что книжная Скарлетт вовсе не была красавицей и фенотипически словно списана с Хепберн с ее непокорными рыжими локонами.

kulturologia.ru ...и такая могла быть Скарлетт...
kulturologia.ru ...и такая могла быть Скарлетт...

Но у актрисы был непростой характер, кроме того, Хепберн, будучи наследницей немалого семейного состояния, могла себе позволить, скажем мягко, проигнорировать неприятного ей продюсера.

Между тем, о кастинге на роль Скарлетт узнал весь Голливуд - и ролью заинтересовалась блистательная и звездная актриса Бетт Дэвис.

kino-teatr.ru Кадр из фильма "Иезавель" (1938). Бетт Дэвис в роли Джулии.
kino-teatr.ru Кадр из фильма "Иезавель" (1938). Бетт Дэвис в роли Джулии.

Настоящая южанка, Дэвис великолепно держалась в седле и обладала удивительной харизмой, из-за чего зрители обожали актрису, даже когда она играла самых отпетых негодяек. По-моему, самая настоящая Скарлетт. Увы, продюсеры решили иначе. Дело в том, что Дэвис была звездой конкурирующей студии "Уорнер Бразерс" (WB) - пригласить ее на роль в фильме производства "MGM" попросту не представлялось возможным.

Словом, Селзник, кажется, "перепробовал" всех голливудских актрис от молоденьких старлеток до опытных звезд. На ютуб можно найти пробы совсем юной Сьюзан Хейворд (тогда еще начинавшей под своим именем Эдит Марреннер), а также "скрин-тесты" Полетт Годдар, самой дерзкой Скарлетт на свете, и Таллулы Бэнкхед, глядя на которую, можно подумать, что она соблазнит не только Ретта и Эшли, но и Мелани.

В итоге, ко всеобщей неожиданности, Селзник утвердил молодую мало кому известную британскую актрису Вивьен Ли. Теперь уже никто не расскажет, почему роль получила красавица-англичанка с черными волосами, не имевшая ничего общего с персонажем. Говорят, что из всех актрис, участвовавших в кастинге, Ли единственная по-настоящему горела ролью - кажется, ее не интересовали ни деньги, ни слава, и не смущали чудовищные переработки. Возможно, Селзник, которому Ли сказала на пробах "Здравствуйте, я и есть ваша Скарлетт!" пленился именно ее желанием сыграть роль не ради плюшек, а ради искусства.

Нельзя не отметить продюсерской смелости Селзника - это был не единственный мискаст (непопадание актера в типаж). Роль привлекательного и молодого Эшли Уилкса, предмета неразделенной страсти Скарлетт, досталась немолодому англичанину Лесли Хауарду - на момент съемок актеру исполнилось 46 лет! Он мало чем походил на книжного Эшли, но имел невероятный авторитет среди коллег и был просто обожаем американской публикой.

Однако и Хауард, и его партнер по фильму Кларк Гейбл, сыгравший Ретта Батлера, как они сами потом признавались, вовсе не считали, что снимаются в шедевре. Гейбл вообще считал фильм "очень женским", а мужские персонажи, с его точки зрения, были нужны "для мебели".

Спорное утверждение, но женские образы в фильме и впрямь хороши! Например, изумительная Хэтти Макдэниел в роли няни Скарлетт - Мамушки. Актриса получила за свою роль первый в истории американского кино "цветной" Оскар. Между прочим, Макдэниел была дочерью освобожденного северянами раба и не понаслышке знала про ту эпоху, которую так оплакивала автор в своем романе.

kino-teatr.ru. Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Хэтти Макдэниел - Мамушка.
kino-teatr.ru. Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Хэтти Макдэниел - Мамушка.

Или, например, роль Оны Мансон. Помните сцену, когда Красотка с полными слез глазами говорит "Прощай, Ретт"?

kino-teatr.ru. Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Она Мансон в роли Красотки Белль Уотлинг.
kino-teatr.ru. Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Она Мансон в роли Красотки Белль Уотлинг.

Ну и, конечно, Оливия де Хэвилленд, сыгравшая Мелани и передавшая всю теплоту и мягкость образа.

"- Ну что же ты встал, Эшли? Наша дорогая Скарлетт пришла!"

kino-teatr.ru Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Оливия де Хэвилленд в роли Мелани Гамильтон.
kino-teatr.ru Кадр из фильма "Унесенные ветром" (1939). Оливия де Хэвилленд в роли Мелани Гамильтон.

Плюс ко всему, за музыкальное сопровождение фильма отвечал выдающийся композитор Макс Стайнер, написавший специально для картины знаменитую заглавную увертюру - ту самую, которую зрители слышат в сценах, где Скарллет в своем поместье Тара стоит под кроной старого дерева.

В общем, продюсерский расчет Селзника оказался верным - фильм "Унесенные ветром" имел невероятный кассовый успех, он полюбился не только американцам, но и зрителям из других стран, и в конечном итоге переплюнул популярность книги, навсегда превратив Скарлетт в красивого идола с лицом Вивьен Ли, рабовладельческий Юг - в сказочную страну, по которой затоскуешь, даже будучи современной россиянкой, а саму историю отношений трех тщеславных эгоистов (Скарлетт, Эшли и Ретта) - в историю невероятной любви.

Такова волшебная сила кинематографа.

Цивилизация Унесенная ветром

Это был мир красивых актрис, бравших себе красивые псевдонимы, и смелых актеров, не боявшихся мужских поступков. Мир студийной системы и продюсеров-гангстеров, которые знали, как заработать на талантах и умели подарить зрителю красивую сказку на экране.

Автор "Унесенных ветром" Маргарет Митчелл больше не написала ни одного романа вплоть до самой смерти - ровно через 10 лет после выхода фильма.

После успеха фильма продюсер Дэвид Сэлзник развелся с дочерью Луиса Майера и женился на красивой старлетке. Он неоднократно пытался повторить успех "Унесенных ветром", но все его попытки закончились провалом.

Британский актер и участник Первой мировой войны Лесли Хауард, сделавший головокружительную карьеру в Голливуде, в разгар Второй мировой снова "не смог оставаться в стороне" и вернулся на родину. В возрасте 50 лет Хауард погиб в авиакатастрофе - самолет, в котором он летел, был сбит немецким истребителем.

У звездной Вивьен Ли была не слишком счастливая личная жизнь, сопровождавшаяся многочисленными скандалами, которые в итоге привели к разводу с супругом актером Лоуренсом Оливье. Актриса тяжело болела и ушла из жизни в возрасте 53 лет.

Еще трагичнее сложилась личная и профессиональная жизнь Оны Мансон. Устав от безработицы и проблем со здоровьем, актриса в возрасте 51 года покончила с собой.

Хэтти "Высокая Шляпа" Макдэниел скончалась после тяжелой болезни в 57 лет. Уходила в одиночестве, забытая своими бывшими соратниками. Кажется, чернокожее население США так до конца и не простило актрисе, социальной активистке и защитнице интересов афроамериканцев, ее роль рабыни Мамушки. Лишь через много лет стало очевидно, что Макдэниел была тем самым Данко, который осветил дорогу в большое кино всем современным афроамериканским артистам.

Актриса Оливия "Ливи" де Хэвилленд прожила 104 года. Ее не стало в июле 2020-го. Она до последнего была в здравом уме и даже пыталась засудить голливудских продюсеров, поправших ее авторские права при съемках сериала про Голливуд. О фильме "Унесенных ветром" она вспоминала с теплом, впрочем, признавая, что сама не понимает, в чем секрет такого феноменального успеха фильма.

Полагаю, что никакого секрета и нет. Как говорил один киногерой: "Это что-то вроде магии". Что-то такое иррациональное, которое невозможно объяснить. Да и не нужно.

Просто пересмотрите еще раз этот шедевр Старого Голливуда. Голливуда, которого больше нет. И который давно уже унесен ветром.