Arkham Horror , или «Ужас Аркхэма» , — это настольная игра по мотивам творчества Лавкрафта (Howard Lovecraft), существующая аж с 1987 года. Последние, самые свежие версии правил выпускала студия Fantasy Flight Games . Ей же принадлежит и спин-офф основной настолки — Mansions of Madness , где рассказываются связанные единым сценарием истории. Именно так поначалу и называлась видеоигра от Asmodee Digital , но в итоге она превратилась в Arkham Horror: Mother’s Embrace . В любом случае это одна из редких компьютерных адаптаций популярной настольной системы. Естественно, возникают вопросы: как точно авторы перенесли правила и насколько в это интересно играть?
Лихой 1926-й
Начнём с точности адаптации. Mother ' s Embrace , как и оригинал, посвящена расследованию загадочных и жутких событий, которые случаются в 1926 году в городе Аркхэм, штат Массачусетс. А там среди прочего открываются врата в другие миры и возникает опасность прихода одного из древних богов из мифов Ктулху. В данном случае мы расследуем убийство пожилой дамы и по совместительству профессора астрономии.
Как и в оригинале, геймплей — смесь пошаговых сражений и подробнейшего исследования локаций в поисках ключевых предметов, расходников и улик. Расследование ведут персонажи разных профессий. Сначала — только один, потом присоединяются всё новые и новые, и мы выбираем, кого взять на следующую миссию. Кто-то хорошо стреляет из огнестрельного оружия, кто-то лучше орудует ножами и кулаками, кто-то силён в магии или быстрее всех начинает действовать в бою (бонус к инициативе).
Плюс у каждого есть фирменное усиление. Например, федерал Роланд имеет повышенные шансы нанести критический урон, могильщик Уильям по понятным причинам особо устойчив к разным негативным воздействиям, а парапсихолог Агата даёт всем прибавку к инициативе.
Также детективы различаются доступными навыками, такими как логика, физическая сила, поиск, социум и другие. Они понадобятся при изучении некоторых предметов и ситуаций. Например, вам попался закрытый шкаф, и если в группе есть человек с навыком поиска или физической силы, то нам подскажут, как его лучше открыть.
То же самое, если мы встретим перепуганного персонажа, а в группе есть дама, опытная в социальном взаимодействии, — она, к примеру, предложит его успокоить. Тут всё примерно как в оригинальной настолке. А вот если людей с такими навыками нет, то придётся угадывать вариант; в настолке система честнее и глубже — там всё время работает проверка навыков и нет никакой угадайки.
Ты в своём уме или нет?
Зато в Arkham Horror : Mother ' s Embrace на месте регулярные проверки вменяемости. У каждого персонажа есть запас этой самой вменяемости и показатель устойчивости к воздействию на разум (Mental Resistance). И это очень важно, потому что каждый раз, когда они видят что-то ужасное, например трупы, находят фото или книги не самого приятного содержания, то включается проверка на вменяемость. И если персонаж её проваливает, то снижаются и «запасы разума». А когда они заканчиваются, человек получает психологическую травму — падает его инициатива в бою, или снижается шанс критического урона. Или он становится зависимым от сигарет — эти предметы в игре повышают вменяемость, но вредят здоровью.
Травмы могут накапливаться до трёх для одного персонажа, а потом они становятся более серьёзными. Снять же травму (лишь одну за раз) можно, только если не взять человека на следующее задание и дать ему отдохнуть.
Но и это ещё не всё. Как и в настолке, в Mother’s Embrace накапливается «счётчик мифов» (Mythos Clock) — его повышают неудачные действия и в бою, и в других случаях, вроде неправильного выбора, как открыть ящик или общаться с персонажем. И если этот уровень достигнет максимума, то вся группа получит негативный эффект. Особенно неприятно, если это повышенный шанс провалить следующую проверку на вменяемость, когда персонажи и так на грани. Как правило, лишь один раз за расследование получится найти карманные часы, которыми можно обнулить счётчик мифов.
Не точь-в-точь, но всё равно интересно
Как видите, вроде бы все основные составляющие перенесены из оригинала. Только в них всё же меньше глубины — это касается и проверки навыков, и пошаговых сражений. В драках по большому счёту не особо важно, какой персонаж и в чём сильнее, — всё в основном зависит от используемого оружия. А набор тактических функций довольно банален — атака, движение, режим наблюдения и ещё несколько.
Поэтому ценители настольного «Ужаса Аркхэма» , скорее всего, останутся не очень довольны компьютерной адаптацией. А вот остальные и те, кто впервые сталкивается с подобными механиками, могут получить удовольствие. Сюжет по-хорошему интригует — тут и секты есть, и психбольницу Аркхэма посещать приходится, и трупы чудовищ сжигать, и студентов защищать, и друзей из западни выручать. То есть всё по стандартам и по канону, но всё равно история и персонажи неплохо прописаны — хочется узнать, чем же всё закончится.
А в самом геймплее всё время ощущается напряжение — главным образом из-за постоянных проверок на вменяемость и угрозы своими действиями увеличить счётчик мифов. Тут, конечно, много условностей, из-за которых, например, куда проще не обращать внимания на перепуганных или раненых людей — они плохо действует на наших чувствительных подопечных. Тем не менее игра бросает вызов и стимулирует внимательно исследовать окружение в поисках предметов, которые облегчили бы ситуацию.
Некоторые ещё жалуются на проблемы с производительностью и интерфейсом, но я ничего такого не заметил. Да, графика тут не самая современная, зато окружение радует обилием деталей и выдержанной атмосферой на грани аристократизма и безумия.
На самом деле, нет ничего удивительного в том, что в видеоигровой адаптации сложной настольной системы разработчики идут на упрощения, — на то она и адаптация, в компьютерных версиях почти всегда так. Зато авторам Arkham Horror: Mother’s Embrace удалось главное — увлечь историей и персонажами, передать атмосферу и заставить нас чувствовать то напряжение, которое чувствовали бы люди, расследующие жуткие события в городе, где вот-вот появится один из Древних.
Плюсы: интересный сюжет; толковый геймплей; занятная система проверки на вменяемость и психологических травм поддерживает напряжение; увлекательный процесс исследования локаций в поисках полезных предметов; атмосфера оригинала; подробная проработка окружения; выразительная озвучка; подходящая музыка.
Минусы: по сравнению с настолкой есть упрощения в геймплее; боевая система простовата, хотя и не все сражения просты.
Автор: Кирилл Волошин
Оригинал: stopga.me/118465