Найти тему

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

512 прочитали

Думаю, не ошибусь, если скажу, что роман Пушкина – один из самых интересных. Несмотря на форму (роман в стихах), читается он легко. Судьбы героев, мотивы их поступков понятны, потому что герои во многом похожи на современную молодежь. Поэтому и на итоговом сочинении выпускники стараются раскрыть тему на примере романа Пушкина, и на ОГЭ предпочитают вопросы по Пушкину, когда выбирают тему «большого сочинения».

Фото автора.
Фото автора.

1. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Чтобы раскрыть тему сочинения, надо проанализировать несколько ключевых эпизодов.

1 глава – один день Онегин.

Какое он получил образование?

Как Онегин относится к литературе и театру?

Почему свет решил, что «он умен и очень мил»?

С какой целью автор подробно описывает, как одевается герой, в каком ресторане питается?

Почему герою наскучила жизнь света?

2-6 главы– жизнь Онегина в деревне. Дружба с Ленским

Почему Онегину не понравились соседи?

Что его сблизило с Ленским? Как они вместе проводили время? почему Онегин не прошел испытание дружбой? Мог ли герой отменить дуэль? Почему он этого не сделал? Почему Пушкин, описывая сцену дуэли, использует антонимы «друг-враг»?

8 глава

Когда Онегин увидел Татьяну, он на нее смотрит через лорнет. Какое значение имеет эта деталь? Когда мы уже встречались с ней?

Как его характеризует тот факт, что он с радостью стал ездить в общество? И тот факт, что он стал «преследовать» Татьяну и написал ей НЕСКОЛЬКО писем?

Как Пушкин отмечает изменения, произошедшие с героем?

Почему Татьяна не верит в искренность чувств героя?

Так какое же изменение произошло с главным героем романа?

Чтобы подготовиться к сочинению, надо, безусловно, прочитать и критические статьи по произведению, потому что сами выпускники еще не обладают достаточным опытом для глубокого самостоятельного анализа.

Прежде всего обратимся к традиционным критическим статьям.

В.Г. Белинский

«Онегин - не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто - "добрый малый, как вы да я, как целый свет».
«Поэт справедливо называет "обветшалою модою" везде находить или везде искать все гениев да необыкновенных людей. Повторяем: Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат егоз; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
«Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист».

Ф.М. Достоевский «Пушкинская речь»

Онегин приезжает из Петербурга - непременно из Петербурга, это несомненно необходимо было в поэме, и Пушкин не мог упустить такой крупной реальной черты в биографии своего героя. В начале поэмы, он пока еще наполовину фат и светский человек, и слишком еще мало жил, чтоб успеть вполне разочароваться в жизни. Но и его уже начинает посещать и беспокоить Бес благородный скуки тайной. В глуши, в сердце своей родины, он конечно не у себя, он не дома. Он не знает, что ему тут делать, и чувствует себя как бы у себя же в гостях. Впоследствии, когда он скитается в тоске по родной земле и по землям иностранным, он, как человек бесспорно умный и бесспорно искренний, еще более чувствует себя и у чужих себе самому чужим. Правда, и он любит родную землю, но ей не доверяет. Конечно, слыхал и об родных идеалах, но им не верит. Верит лишь в полную невозможность какой бы то ни было работы на родной ниве, а на верующих в эту возможность, - и тогда, как и теперь, немногих, - смотрит с грустною насмешкой. Ленского он убил просто от хандры, почем знать, может быть, от хандры по мировому идеалу, - это слишком по-нашему, это вероятно. Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.

Мне нравятся взгляды Владимира Георгиевича Маранцмана.

1. «С детства образование и воспитание Онегина не было глубоким: «француз убогой… учил его всему шутя». Это «шутя сопровождает всю петербургскую юность Онегина. Пушкин с иронией называет ее «мятежной», как бы напоминая читателю о высшей возможности в жизни, не осуществленной Онегиным».
2. «Жизнь Онегина повинуется не желаниям, а «недремлющему брегету», который зовет к обеду, напоминает о начале балета. Эта бесстрастность часового механизма, определяющего круг жизни, подчеркивает подчинённость Онегина обычаю света».
3. «Для Онегина ни в чем нет содержания, жизни. В обеде его привлекает роскошный вид стола, в театре – «ложи незнакомых дам», на бульваре Онегин выделен лишь сиянием своего бобрового воротника, бал к которому так тщательно он приготовился, не описан Пушкиным».

И вот это уже интересно: ведь поэт описал даже еду, которая была в ресторане, количество пилочек и щеточек, которыми владел наш герой, мы знаем о его накрахмаленном галстуке – но о бале только несколько скупых строк. Почему? Может, приготовление к нему для того же Онегина оказывается куда лучшим развлечением, чем танцы, карточная игра и пустые светские разговоры о погоде и моде? Ответы на эти вопросы не только помогут раскрыть характер героя, но и дадут представление о дворянском обществе 19 века.

4. Преуспел Онегин в «страсти нежной». Само сочетание слов здесь парадоксально. Страсть не знает правил. В Онегине все движения «страсти нежной» рассчитаны. Игра в чувства подчеркнута полярностью состояний героя, неспособность его глубоко пережить чувство объясняет одновременно их доступность Онегину. 10 и 11 строфы 1 главы (перечитайте их!) в каждой строке содержат психологические антонимы, опровергающие искренность чувств Онегина».

5. «Борьба Онегина с хандрой была неудачна потому, что это состояние ему нравилось, оно возвышало Онегина над другими людьми, помогая ему сохранить позицию превосходства, укрепляя уважение к себе».
6. «Душа Онегина жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Ленского освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви. Пока же Онегин, «всем сердцем юношу любя», идет на дуэль и убивает поэта».
7. «Онегина так поразила перемена в Татьяне потому, что он сам хотел измениться. От его чувства превосходства не осталось и следа. Татьяна теперь не открыта ему, он ее чувств прочесть не может».

Напоминаю, что мы не можем в сочинении писать дословно. Но мы можем ОСМЫСЛИТЬ, принять что-то к сведению, согласиться с чем-то или, наоборот, что-то оспорить.