Найти тему
Православная Жизнь

Для чего нужна запивка после причастия и обязательно ли её принимать

Оглавление

До Христа избранный народ приносил Богу в дар лучшие плоды своего труда: животных, начатки овощей, фруктов. Господь на Кресте отдал Себя в Жертву за грехи людей, с того дня Дары людей Богу стали бескровными. В великий Четверг в Сионской Горнице Спаситель пояснил ученикам, как такие приносить, установил Таинство Святого Причастия. За много веков Церковь выработала практику принятия Святыни. После причащения участникам Таинства предлагается запивка, обязательно ли такую употреблять.

Запивка после Причастия Святых Тела и Крови. Фото из открытого источника.
Запивка после Причастия Святых Тела и Крови. Фото из открытого источника.

Почитание Святых Даров

Ветхий Завет рассказывает, что даже прообраз Святых Тайн – помазанные кровью агнца дверные косяки стали спасительным для избранного народа (Исх12:7), А сами Тайны делают для людей доступным Небо, считает святитель Иоанн Златоуст. Православное учение говорит: в Евхаристии хлеб, и вино претворяются в Тело и Кровь Господни.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «В каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа. И вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько б их не было, до бесконечности».

Поэтому так велико благоговение перед каждой капелькой Святых Даров у священников и мирян. «Учительное известие» - руководство для священнослужителей указывает:

«Если частичка Божественной Крови по нерадению служащего иерея капнет, тот смертно согрешит. Если капнет на доску, пусть слижет языком; если же это невозможно, пусть вытрет губкою, потом остругает доску, стружки сожжет на кирпиче или на чистом камне, пепел же закопает под престол».

Меры безопасности во время Причастия

Апостол Павел сказал: «Недостойное отношение причастников к Телу и Крови Господним приводят к болезням, немощам и даже смерти». (1Кор.11:29-30). Потому приступая к Чаше:

  • миряне складывают крестообразно руки: выказывают смирение наложением на себя креста. И обезопасивают Чашу от лишних резких движений рук, чтобы нечаянно не толкнуть священника, потир или не выбить лжицу из рук батюшки;
  • подбородок причастника помещается поверх плата, что держат дьякона или пономари, так ни одна капля не соскользнет на пол или одежду;
  • называется имя и широко открывается рот, язык спокоен, чтобы нечаянно не вытолкнуть Святую Частицу Тела из лжицы или рта;
  • частицу проглатывают сразу, не разжевывают. Потом ждут пока пономарь не оботрет платом губы или сами вытирают одноразовой салфеткой, которую выбрасывают в специальное место для церковного сжигания;
  • без разговоров, с закрытым ртом следуют к месту запивки, не целуя по дороге иконы;
  • церковнослужитель наливает теплоту –«запивку», которой прополаскивают рот и глотают. Так ни одна капелька святых Тайн не останется во рту, но пройдет в желудок. Теплота состоит из освященной и горячей воды, в некоторых храмах в теплоту добавляется церковное вино, но это не существенно;
  • после запивки съедают кусочек просфоры и уже тогда разрешается разговаривать, целовать иконы и Крест.