Найти тему

Профессиональные навыки Lead QA

Оглавление

Как тестировщик у с опытом вырасти до лидера команды? 7 апреля общались по вопросах карьеры тестировщика с экспертом Анастасией Ассеевой-Нгуен, ex head of QA в команде на 90+ человек. Анастасия провела обзор вакансий и требований к кандидатам на позиции QA Lead и представила программу своего онлайн-курса. Вы узнаете, в чем особенность курса, о формате обучения и практики.

┈───ᗊ───┈

В начале свой карьеры любой тестировщик чаще всего является лишь исполнителем. Он умеет читать требования, понимает, что такое тест-кейсы и баг-репорты, способен пользоваться соответствующим инструментарием, умеет уживаться в команде. Но постепенно он все глубже погружается в проект, понимает стадии разработки лучше, начинает принимать ответственные решения. Так какими же навыками должен обладать тестировщик, который планирует стать QA Lead ?

-2

Ниже — адаптированная выжимка из карты компетенций QA Engineer. Навыки, представленные в ней, можно условно разделить на 3 категории:

1. Профессиональные — это как раз те ключевые навыки, которые отличают тестировщика от прочих IT-специалистов.

2. Технические — это уже более общие навыки из сферы IT, которые, тем не менее, обязательны и для тестировщика.

3. Личностные — это пресловутые «soft skills» или «навыки межличностного общения», хотя значение данного термина шире.

Теперь давайте рассмотрим все более подробно и с учетом имеющихся процессов. В этой статье речь пойдет о профессиональных навыках.

Процессы тестирования и разработки ПО

Процесс тестирования

Нужно глубоко понимать стадии процесса тестирования, включая их взаимосвязи и взаимные влияния. При этом планировать работу надо с учетом стадии тестирования.

Процесс разработки

Следует знать модели разработки ПО, понимать их связи с тестированием ПО, уметь расставлять приоритеты в работе (как для себя, так и для подчиненных) и, опять же, учитывать стадии развития проекта.

Работа с документацией

Анализ требований

Следует уметь определять взаимные связи и зависимости между разными уровнями и формами представления требований, знать, как лучше формулировать вопросы для уточнения неясных моментов.

Тестирование требований

Важно уметь анализировать требования и выявлять их недостатки на самых ранних стадиях, уметь устранять эти недостатки, применять техники повышения качества требований.

Управление требованиями и бизнес-анализ

Следует понимать процессы документирования, анализа и модификации требований. Аналогично и по процессам выявления и документирования разных форм и уровней представления требований.

Оценка и планирование

Создание плана тестирования

Следует понимать принципы планирования в контексте тестирования.

Создание стратегии тестирования

Важны навыки построения стратегии тестирования.

Оценка трудозатрат

Умение правильно оценивать трудозатраты при планировании командной работы не менее важно.

Работа с тест-кейсами

Работа с тест-кейсами — это уровень Junior. Однако стоит добавить несколько слов об управлении тест-кейсами в следующем контексте:

— твердое умение использовать современные техники и подходы к проектированию тестовых испытаний;

— твердое умение декомпозировать тестируемые объекты и имеющиеся задачи.

Грамотный Lead, посмотрев на тест-кейсы джуниора, сразу скажет, соответствуют ли кейсы принятым шаблонам, какие у кейсов недостатки, как повысить их качество.

Работа с баг-репортами

Соответствующими знаниями должны обладать даже начинающие специалисты, поэтому останавливаться здесь тоже не будем. Упомянем лишь умение анализировать готовые отчеты об ошибках, то есть способность быстро обнаруживать недостатки в уже готовых баг-репортах. Кроме того, надо уметь анализировать причины возникновения ошибок и формировать рекомендации по их устранению.

Методологии тестирования

Разумеется, должны быть исчерпывающие знания по:

— функциональному и доменному тестированию;

— тестированию интерфейса пользователя;

— исследовательскому тестированию;

— интеграционному тестированию;

— локализационному, инсталляционному, регрессионному тестированию и пр.

Как правило, знания подкрепляются богатым практическим опытом.

Работа с отчетностью

Оценка трудозатрат, планирование и отчетность находятся в прямой компетенции QA Lead. Следовательно, надо уметь предоставлять информацию для формирования отчетности о результатах тестирования, а также уметь анализировать уже готовые отчеты с целью уточнения планирования дальнейшей работы — это, как говорится, must have.

Напоследок, скажем, что хороший тестировщик (не только QA Lead, но лид -- в особенности) должен:

— понимать, что нужно проекту в текущий момент;

— знать, получает ли проект то, что необходимо;

— уметь влиять на ситуацию и менять ее к лучшему, если что-то идет не так.

В следующий раз поговорим о технических и личностных навыках QA Lead. Не пропустите!

-3

По материалам книги Святослава Куликова «Тестирование ПО. Базовый курс».