В небольшом, но вместительном трёхэтажном музее Анатолия Зверева слишком много лиц: настоящих (так как от посетителей нет отбоя), и нарисованных — портретов и фантазий отечественных художников-шестидесятников и современных авторов на тему человеческого лица. О чём же эти лица смогут рассказать друг другу?
Первый этаж
В отличие от многих выставок современного искусства, на экспозиции «Лики/Лица/Морды» присутствует минимум поясняющего текста. Лишь при входе в выставочное пространство есть небольшая заметка про эволюцию в изображении человеческого лица: от варварских морд — до христианских ликов — и к современным лицам. Создатели музея, окрестившие творчество отечественных художников-шестидесятников «советским ренессансом», собрали интересную коллекцию работ нонконформистов и современных авторов. Так, исполненные во флюоресцентно-зелёной гамме, лица Олега Целкова напоминают слепки из папье-маше, а персонажи Натальи Турновой как бы указывают на наше происхождение от приматов. Отдельного внимания на первом этаже заслуживают портреты гвоздя программы Анатолия Зверева: от изломанных экспрессионистских линий в стиле Эгона Шиле до расплывчатых постмодернистских абстракций Зверев потрясающе улавливает настроение модели и помогает заглянуть вглубь характера.
Второй этаж
На втором этаже внимание сразу же притягивает «Метафизический портрет» Михаила Шемякина - яркое и оригинальное изображение многослойности человеческой личности. «Автопортрет в парадной форме генералиссимуса» Леонида Пурыгина отсылает к мотиву фильма «8 с половиной» Феллини, когда в сознании героя одновременно встречаются люди из разных жизненных периодов. Отдельного внимания заслуживают автопортреты двух художников-шестидесятников: написанные в более традиционной манере картины по силе выразительности ничуть не уступают современным провокационным решениям. Эдуард Штейнберг изобразил себя задумчиво-отрешённым - потрясающим образом художнику удалось передать взгляд в никуда, а на самом деле обращённый глубоко внутрь себя. Взгляд Дмитрия Плавинского на автопортрете, наоборот, максимально пристальный и требовательно обращён на зрителя, при этом за фигурой чувствуется большая и напряжённая работа мысли.
Третий этаж
Если два первых этажа изобилуют неординарными лицами, преимущественно маскулинными и напряжёнными, то третий этаж - это царство нежности и воздушности. Работы Анатолия Зверева здесь также цельны и выразительны, но линии кажутся более плавными, мазки - мягкими, а всё потому, что портреты воспевают женскую красоту. Галерея женских образов Зверева является отдельным важным пластом в творчестве художника, оставляя место для удивления и восхищения. Брутальный и с виду неотёсанный Зверев умел подмечать прекрасное, сохраняя при этом индивидуальность модели. На многих женских портретах художника изображена его главная любовь - Оксана Асеева (вдова поэта Николая Асеева и муза творческой элиты 20-х годов). Не смотря на то, что Оксана была намного старше Анатолия, она вдохновила художника на создание множества портретов, причём Зверев, как правило, изображал Асееву молодой рыжеволосой красавицей.
Итог
Погрузиться во всё многообразие ликов, лиц и морд поможет не только продуманный подбор работ, но и всевозможные технические средства. Так, сосредоточиться на картинах поможет музыкальное сопровождение, а разнообразные мультимедийные (в том числе интерактивные) экраны разнообразят посещение музея и точно не дадут заскучать. Посещение выставки «Лики/Лица/Морды» станет отличным вариантом для культурной программы выходного дня и возможностью сделать ещё одну попытку разобраться в человеческой природе.
Также вам будет интересно: Художник Анатолий Зверев – бунтарь, тунеядец и гениальный экспрессионист