В США жители платят налоги на памперсы, утилизационный сбор за пластиковые крышечки и бутылки (по отдельности), крышечки для стаканчиков кофе и даже на наркоту. Российская фискальная система в этом плане не балует удивительными и поражающими воображения отчислениями в казну (хотя платить за оборот древесины — та ещё гадость), но так было не всегда. В России было немало удивительных таксаций, а мытари отличались завидной смекалкой. О самых интересных идеях мы расскажем в нашей сегодняшней статье.
Налог на бани
Пётр Великий прославился царём-реформатором: на его счету великое посольство, окно в Европу, Петербург и ещё множество удивительных вещей. Но о том, что он обладал недюжинным воображением по части пополнения бюджета, известно не всем. Одним из царских изобретений стал налог на бани.
Введение сбора на чистоплотность в 1704 можно объяснить лишь непомерной жадностью или нелюбовью царя к гигиеническим процедурам. Вместо частных империя поощряла открытие общественных бань, мытьё в которых служило цели пополнения казны. А перед частниками во весь рост ставился вопрос: кошелёк, или… Кошелёк.
Ставка была дифференцирована:
- бояре и крупные купцы должны были платить по три рубля в год (больше стоимости хорошей коровы)
- дворяне и рядовые купцы, чиновники и духовенство – по рублю
- остальные – по пятиалтынному (15 копеек).
- Для возведения новой баньки требовалось получить лицензию, в противном случае самовольщику грозил штраф в размере 50 рублей.
Мыто с частной гигиены было отменено Екатериной II в 1775 в ходе фискальной и административной реформы, к которой императрица вынужденно прибегла после восстания Пугачёва.
Бородовой налог
На мытье царь не остановился – вернувшись из европейского турне, Пётр начинает приобщать общество к цивилизации на свой лад, начав с внешнего вида. В 1705 следует введение сбора с бород. Размер платы также зависел от сословия, к которому принадлежал бородач:
- крупным купцам фишка обходилась в 100 рублей ежегодно
- чиновникам, дворянству и ремесленникам с местными купчишками – в 60 рублей
- извозчики и ямщики должны были вносить тридцатку.
Москвичам полагалось послабление – все они, вне зависимости от сословия, должны были платить 30 рублей каждый год. Избежали обложения только попы. Крестьянству дозволялось носить небритость в деревне, но при въезде в города с них брали бородовую деньгу – копейку, взамен получая бородовой знак в виде жетончика из меди.
В 1715 ставку унифицировали, приведя к единому знаменателю в виде 50 рублей ежегодно. Отменила налог, опять же, Екатерина II в 1772. Не сказать, чтобы матушка любила бородачей: чиновникам, военным и придворным отныне было в принципе запрещено обладать зарослями на подбородке и шее.
Сбор за цвет глаз
В 1704 петровские прибыльщики (так называли фискалов – людей, отвечавших за налоговые операции) огласили новую подать для жителей Уфимского уезда Казанской губернии – недавним поданным ввели специальный налог на цвет радужки глаза.
Максимум брали с голубоглазых — им полагалось платить 13 алтын (почти 40 копеек ежегодно), а кареглазые обошлись скромными двумя алтынами – 6 копейками. Введение объяснялось двумя причинами: желанием пополнить бюджет во время Северной войны и стремлением ограничить миграцию населения из центральной России (башкиры редко бывают голубоглазыми, в основном глаза здесь карие).
Существование не подтверждается контент-анализом Полного собрания законов Российской империи Сперанского. В архивах указа тоже найти не удалось, о нём известно лишь из челобитных большого количества башкирских кочевников. Возможно, речь идёт о коррупционной схеме кого-то из петровских ближних людей.
Солевой налог
Солевые налоги и сборы имеют богатую историю как в России, так и в Европе. Схема сбора многократно модернизировалась. Были и государственные солевые заводы, и частновладельческие (с них взимали пошлину – так известны солевые копи Строгановых). От пошлины на варку соли освобождались только монастыри.
Весной 1646 царская администрация провела налоговый манёвр, заменив два прямых налога – стрелецкую и ямскую деньгу – первым в стране косвенным, на ввоз в города соли, в размере двух гривен (двадцать копеек) с пуда соли. Цена белого яда увеличилась пятикратно, с пяти до 25 копеек. В декабре 1647 налог отменили, потому что купцы массово отказывались торговать солью, а взамен потребовали заплатить за два года со стрельцов и ямщиков, что вызвало печально известный Соляной бунт.
Александр II вновь вернул соляной акциз: его ставка зависела от региона и составляла 8-30 копеек за пуд. Дифференциация служила инструментом повышения соледобычи в некоторых регионах. Акциз был подвергнут беспощадной общественной критике, ведь соль при изобилии растительной пищи была неизменным элементом кухни и служила в качестве консерванта. Кроме того, солью подкармливали скотину, а понижение потребления этого продукта ухудшало качество мяса. В конце царствования купцы обращались к царскому правительству с ходатайствами об отмене сбора и добились успеха, что позволило более чем в два раза снизить стоимость пуда продукта.
В 1892 и 1902 Минфин вновь ставил вопрос о солевых налогах, но безрезультатно: кампании в прессе и активность земства не дали в очередной раз совершить глупость.
Налог на спички
Сбор за спички вводился и отменялся неоднократно. Впервые обложили спички в 1849, установив плату в размере рубля с тысячи штук. Производство было разрешено лишь в столицах, чтобы сборы шли в городскую казну. Через 10 лет производство разрешили везде и плату отменили. Вновь он был введён в 1888 и теперь зависел от размера упаковки. Импортные спички облагались двойной ставкой, что справедливо.
Первый год нового обложения принёс в казну 2,7 млн рублей (по нынешним деньгам примерно 20 миллиардов), а в 1901 сумма выросла до 8 миллионов. В 1914 власти пошли на двухкратное повышение налога на русскую спичку и на 50% сбора с импортных, что несколько снизило конкурентоспособность российских компаний.
Советская власть отменила обложение, но в 1921 вернула взад, установив ставку в размере 0,6 копейки с коробки, содержащей 70 спичек.
Велосипедный налог
Велосипед как вид транспорта появился в начале XIX века и служил игрушкой для фриков, но к концу века стал весьма популярен и приобрёл современный вид. В 1883 в Москве даже состоялись первые в стране велогонки. Скоро двухколёсный транспорт докатился и до провинции.
Государственного регулирования велотранспорта тогда не было, города выпускали собственные правила. Царь разрешил городским самоуправлениям введение сборов с установкой номерных знаков, но сумма не могла быть больше полутора рублей.
Налог на бездетных
Налог на отсутствие детей был самым известным в СССР: его ввели в первый год войны, а официальной причиной назначили сбор допсредств для совершенствования системы помощи многодетным семьям.
Бездетные мужчины с 20 и до 50 и женщины до 45 лет должны были передавать 5% своей зарплаты государству. С колхозников собирали 100 рублей в год – при среднем доходе в 220 рублей ежемесячно. Военные и их жёны, школьники и студенты освобождались от уплаты.
К концу войны ставка выросла на процент для горожан и до 150 рубчиков для колхозников, с зарплат менее 70 рублей налог не брали. Если ты усыновил или родил, брать переставали, но смерть единственного ребёнка вновь открывала двери фискалам.
Налог был двухканальным: поступал в республиканские бюджеты на 85%, местным оставалось лишь 15% от ставки. В 1950 так удалось собрать 7,4 млрд рублей – 1,8% от всех доходов казны, а в 1985 – 1,5 млрд (в 1961 деньги потеряли нолик), что составляло уже 0,4% от размера бюджета. Отменён с января 1992 года.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Потеряно при переводе: откуда берутся названия, не связанные с фильмом?
✅ Можно ли растить ребенка вегетарианцем? Мнение мам-веганов и мясоедов