Принято считать, что девочки гораздо прилежнее и способнее мальчиков, за счет чего и учатся лучше. А так ли это на самом деле или мы имеем дело с гендерным стереотипом, под влиянием которого сами формируем модель успеваемости своих детей?
Несколько лет назад учеными Кентского университета (США) были проведены любопытные исследования.
Сначала детям от 4 до 10 лет рассказали две истории. Одна история была о хорошем ребенке, который был прилежен и хорошо учился в школе, вторая — о плохом ребенке, который был плохим учеником и учился в школе спустя рукава. Затем детям показали две картинки и попросили выбрать, где изображен хороший ребенок, а где — плохой. На картинках были изображены силуэты мальчика и девочки. Вы, наверное, уже догадались, что большинство детей хорошим ребенком признали девочку, а плохим — мальчика.
В другом эксперименте детям 7-8 лет сообщили, что мальчики гораздо глупее девочек и поэтому учатся намного хуже девочек. Сообщили и стали наблюдать, как отразится данная установка на успеваемости детей. Успеваемость мальчиков снизилась и снизилась значительно.
Для того, чтобы подтвердить гипотезу о влиянии установок на успеваемость детей, был проведен третий эксперимент. Детям этого же возраста сказали, что девочки и мальчики одинаково умны и между ними нет разницы в успеваемости. Этот тезис никак не повлиял на успеваемость девочек, а на успеваемости мальчиков сказался положительно, она стала лучше.
Какие выводы можно сделать на основании этих экспериментов?
Если человеку, а тем более маленькому ребенку, двадцать раз сказать, что он — свинья, на двадцать первый раз он захрюкает и начнет валяться в грязной луже.
Родители — волшебники для своего ребенка, они могут влиять на его самооценку как в одну, так и в другую сторону. По-моему, это отличная новость.
То же самое касается и успеваемости. Имея установку, что мальчик не может хорошо учиться просто потому, что он мальчик, родители будут транслировать ее сыну. Дети стремятся соответствовать ожиданиям родителей, для них это важно. Зачем стараться и прикладывать усилия, если мама думает, что я все равно ни на что не способен и буду учиться плохо?
Дети могут учиться по-разному и иметь разные способности, но это не зависит от гендера. Девочка может еле-еле учиться с двойки на тройку, а мальчик может быть отличником, наверное, в классе ваших детей есть такие случаи.
Исследования американских ученых подтвердили, что в успеваемости важнее не пол ребенка, а представление родителей и учителей о нем и его способностях, вера в ребенка и его потенциал. Так что мальчики могут учиться хуже девочек, но могут и лучше, прямой связи между гендером и успехами в учебе учеными обнаружено не было.
А вы попадаете под влияние гендерных стереотипов, воспитывая своего ребенка?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»