Политический кризис, разразившийся в связи с освободившимся в 1700 г. троном Испании, перерос в полномасштабную европейскую войну, получившую название войны за испанское наследство.
Поначалу для французской стороны военные действия складывались весьма успешно. Маршал Клод Луи де Виллар одержал две победы подряд при Фридленгене (1702 г.) и Хёхштадте (1703 г.). Но затем ситуация коренным образом изменилась. Жестокие поражения французской армии при Бленхейме (1704 г.), Рамильи (1706 г.) и Мальплаке (1709 г.) поставили франко-испанскую коалицию на грань катастрофы. Положение усугублялось тяжелейшим экономическим кризисом во Франции. Государственный долг достиг астрономических размеров – правительство оказалось должно сумму, равную годовому бюджету на десятки лет вперёд. Приграничные территории подверглись тяжёлому бремени вторжения. Казалось, Франция вступила в один из самых мрачных периодов своей истории.
Однако, в стане англо-голландской коалиции и примкнувшей к ним Германской Империи также возникли трудности. В измотанной войной Англии к власти пришло правительство, в основу своей стратегии положившее заключение любого (пусть даже сепаратного) мирного договора. Британские войска оставили театр военных действий и армии коалиции остались под руководством имперского военачальника принца Евгения Савойского.
Французы также были не прочь пойти на заключение мира. Но, чтобы выторговать для себя более выгодные условия мирного договора, они нуждались в демонстрации силы. Поэтому, в кампании 1712 г. были задействованы более 200 тыс. солдат, готовых отразить вторжение союзников во Францию.
Принц Евгений Савойский планировал в 1712 г. взломать так называемый «железный пояс» - линию крепостей построенных маршалом Франции Себастьеном де Вобаном вдоль северо-восточных границ Франции. В случае успеха 130 тыс. армии Савойского открывался прямой путь на Париж.
В начале июня 1712 г. войска коалиции перешли в наступление, приступив к планомерной осаде французских укреплённых пунктов. Спустя месяц осады пала крепость Ле Кенуа, после чего имперцы приступили к блокаде Ландреси. Войска Савойского были разбросаны на обширном пространстве, однако позиции основных сил были выбраны стратегически грамотно.
Наибольшие опасения у имперского командующего вызывала линия снабжения. Она отходила далеко на запад от основного расположения армии и, к тому же, подавалась ещё и вперёд к неприятелю. Для защиты коммуникаций и переправ через Шельду у местечка Денен был организован укреплённый лагерь, соединённый поясом полевых укреплений с основной тыловой базой в городе Маршьен, крайне выгодной из-за дешёвого сплава по рекам Лис и Шельда. При этом, именно в этих тыловых лагерях располагались главный обоз, львиная доля припасов и всё важное для ведения войны. Для защиты стратегических пунктов Савойским были выделены сильные гарнизоны: в Маршьене – 4 тыс. и в Денене – 11 тыс. солдат. Считалось, что эти заслоны надёжно прикроют коммуникации основной армии.
Маршал де Виллар медлил и наблюдал за происходящим со стороны, будучи убеждённым, что судьба войны должна решиться в ходе генерального сражения. Однако, тщательное изучение расположения неприятеля, приводила его к мысли, что прямые наступательные действия обречены на провал. Кроме того, считалось, что имперцы значительно превосходили французов в численности.
Поэтому де Виллар решил нанести удар по коммуникациям неприятеля, обрушив основную массу французских войск на укреплённый лагерь у Денена. Для сокрытия маневра по армии был пущен слух о подготовке атаки на Ландреси, в подтверждение чего, французы демонстративно провели работы по наведению мостов через Самбру. Таким образом, де Виллару удалось ввести Евгения Савойского в заблуждение. Когда французы уже выдвинулись на север к Денену, имперцы продолжали стягивать войска на юг к Ландреси.
В ночь на 24 июля 1712 г. силы маршала де Виллара двинулись в путь. Солдаты пребывали в сильнейшем волнении и были довольны тем, что наконец-то сбросили оковы бездействия. Однако, вскоре войска выяснили, что идут, но не в том направлении, которого ожидали. По колоннам, начали прокатываться слухи об измене и предательстве. Здесь потребовалась вся харизма де Виллара, чтобы убедить солдат в том, что маневр не очередное отступление, а путь к победе.
Ранним утром 24 июля, пройдя за ночь около 30 км, французская армия вышла к берегам Шельды. Имперцы были застигнуты врасплох – противник уже переправлялся через реку, когда они даже не подозревали о маневре. Кроме того, воспользовавшись замешательством союзного командования кавалерия де Брольи перерезала неприятельские пути сообщения, а гарнизон крепости Валансьен выдвинулся к Денену с тыла.
В этой ситуации союзникам только и оставалось, что укрыться за палисадами в ожидании подхода подкреплений. При этом, гарнизон лагеря представлял собой довольно внушительную силу: 12 орудий и около 11 тыс. пехоты и кавалерии под началом графа Арнольда Абермаля.
Принц Евгений Савойский поначалу не поверил известиям, поступившим из Денена. Однако быстро сориентировался в обстановке, приказав организовать оборону, вывести обозы и направить к лагерю подкрепление – шесть батальонов Гольштейн-Бека.
Около часу дня основная масса войск маршала де Виллара выстроилась напротив укреплённого лагеря союзников в готовности к штурму. Стоя на коленях 33 тыс. французов получили отпущение грехов, после чего, восемь штурмовых колонн двинулись на приступ укреплений.
Французы шли без единого выстрела, с мушкетом «на плечо», выдвинув вперед гренадеров. Залпы имперцев и проносящиеся с воем ядра проделывали широкие бреши в рядах атакующих. Французам хватило двадцати минут, чтобы добраться до частокола, который гренадеры разбили ударами тяжёлых топоров. Палисады снесли сначала в центре, а затем и по всей линии фронта. Бросившись в штыки, солдаты де Виллара стремительно захватили неприятельскую артиллерию. Развивая наступление, атакующие, на кураже, бросились на имперскую пехоту и обратили её в бегство. Паника со скоростью лесного пожара распространилась по всему расположению союзников. Не прошло и часа после начала штурма, как французы стали хозяевами укрепленного лагеря.
Попытки графа Альбермаля организовать оборону самого Денена не увенчались успехом – толпы бегущих устремились к городскому мосту. Не выдержав напора человеческой массы, мост рухнул и, сотни имперских солдат оказались в бурных водах реки. Прибывшим подкреплениям оставалось только безучастно наблюдать за уничтожением товарищей на левом берегу. Сам граф Абермаль, спасая жизни своих людей, сдался на милость победителя.
Французская армия потеряла в сражении около 2100 человек убитыми и ранеными. В качестве трофеев войска маршала де Виллара захватили 12 орудий, 27 знамён, 33 штандарта и огромное количество продовольствия и военного снаряжения. Союзные войска потеряли до 2000 убитыми (в основном утонувшими), 500 ранеными и до 3000 пленными.
Однако, на этом французское наступление не закончилось. Маршал де Виллар развернул войска и так же стремительно овладел Маршьеном – главной тыловой базой Евгения Савойского. После такого удара продолжать военную кампанию было бессмысленно. Имперские войска сняли осаду Ландреси и отступили к Турне.
Благодаря блестящему маневру де Виллара и победе у Денена Франция была окончательно спасена от неприятельского вторжения. Мир, заключённый ею с Англией и Нидерландами, обязывал побеждённых признать представителя Бурбонов Филиппа V королём Испании при условии отказа того от прав на французскую корону. Мирный договор с Германской Империей Франция заключит лишь в 1714 г., после очередной победы маршала де Виллара под Фрибургом.
Друзья! В продолжение темы "Войны в кружевах", читайте:
ОГНЕВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ПО-ПРУССКИ
АТАКА АНГЛИЙСКОЙ ГВАРДИИ ПРИ ФОНТЕНУА
БИТВА ПРИ ТОРГАУ. А НУ РЕБЯТА, ЗАПАЛИТЕ МНЕ ВОН ТЕ ДЕРЕВНИ!
В ШТЫКИ ПО-ШВЕДСКИ
Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.
Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.