Найти тему
Манжета театроведа

"А почему вы, критики, такие злые?" - Да вы ещё театральных журналов XIX века не читали!

В журнале "Пантеон", издававшемся в 40-е годы XIX века, публиковалось анонимное "Обозрение" на сыгранные за год премьеры.

Кто тут возмущался, что анализ и критический разбор "очерняют" фильм или спектакль? Давайте почитаем, как изгалялся над увиденным "критик" (а на самом деле просто обозреватель) XIX столетия! А в качестве иллюстраций посмотрим на карикатуры из журналов того же века.

Есть скупые замечания о том, как прошла пьеса ("Имела успех." "Не понравился". "Смирнов 1-й слаб", "Падение", "Совершенное падение").

Но встречаются и целые развернутые примечания!

"Ненависть к людям и раскаяние. Драма в 5 дейст. — Не имела успеха. Дана 2 раза. Посетителей 1275. Написана варварским языком."

"Эсмеральда. — Пиеса всегда нравится. Играна 2 раза. Посетителей до 800. Госпожа Левкеева очень хороша... собою."

А кто тут жаловался на засилие ремейков, думая, что это беда наших дней?

"Утро после бала Фамусова. Комедия. — Играна 2 раза. Зрителей до 900. Дерзкое искажение бессмертного произведения. Несколько удачных стихов не искупают безграмотности остальных".

" Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминишна. Шутка-водевиль в 1 действ. Соч. Ленского. — Игран 8 раз. Чрезвычайная глупость, имевшая большой успех. Г. Григорьев 1 тяжел для роли молодого повесы."

-2

" Пятнадцатилетний король, комед. в 2 дейст. — После смерти В.Н. Асенковой играла, в первый и последний раз, г-жа Ольгина удивительно дурно. Была ошикана и принята на сцену".

"Брачное свидетельство. Драма в 5 дейст., переделанная с немецкого. — Играно пять раз, несмотря на то, что упало с первого".

— У вас страшное декольте! И вам не стыдно в таком костюме, в нашем обществе?  — Нисколько! Римлянки не стыдились раздеваться и даже купаться при рабах. Я подражаю римским матронам.
Текст А.Чехова, рис. А.Лебедева
— У вас страшное декольте! И вам не стыдно в таком костюме, в нашем обществе? — Нисколько! Римлянки не стыдились раздеваться и даже купаться при рабах. Я подражаю римским матронам. Текст А.Чехова, рис. А.Лебедева

"Воскресенье в Марьиной роще. Интермедия.— Играна один раз и даже не повторена – до того хороша пьеса".

Есть и список актеров-новичков с замечаниями и рекомендациями обозревателя. И там легко наткнуться на такое:

"Г-жа Ольгина. Не будучи молодою дебютанткой, не обещает ничего даже в будущем". (Не давала покою обозревателю бедная госпожа Ольгина!)

Правда некоторые постановки удостоились и похвалы: "Дезертер. Водев. в 1 действ. — Игран 1 раз. Хорошенькая пиеска".

А местами — изрядной похвалы! Но это и понятно:

"Горе от ума. Играно Сентября: 11,17 и 25 числа. Октября: 11, 16 и 27 числа. — В 6 представлений, зрителей было до 8000. Щепкин удивителен."

Еще бы, замечу я, не удивил строгого критика великий Михаил Семенович Щепкин!

И еще замечу — современных критиков учат не "разругать в пух и прах", а аргументированно разобрать спектакль. Так что теперь куда больше слов и труда требуется для того, чтобы проанализировать порой "чрезвычайную глупость, имевшую большой успех".

©Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Похожие статьи о русском театре:

Необычный подарок для актера Щепкина, который в наши дни и представить трудно.

Заклепочники XIX века. За что ругали первые постановки "Горя от ума".

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!