Друзья, пришло время потолковать о многих вещах; башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о капусте и о королях о жалких охватах, нецелевых показах и низких ctr ’ах в Дзене.
Ни слова о привлекательных превью, цепляющих заголовках, повышении кликабельности сменой картинок и вот этом вот всём от советчиков вроде меня! Да, это важно, но не только старательное оформление карточки играет роль в выдаче публикации.
Я связываю снижение целевых охватов ещё с двумя причинами.
Причина первая. Дзен – это рекомендательная система
Да, вот так.
Чтобы не закапываться в дебри, отметим только самое главное.
Рекомендательная система – это алгоритм, который на основании информации о людях пытается предсказать, какие материалы будут им интересны.
Есть две основные стратегии работы рекомендательных систем:
- Фильтрация на основе содержания . Публикации в ленте рекомендуются пользователю на основе анализа его собственных прошлых предпочтений.
- Коллаборативная фильтрация . Рекомендации выводятся не только на основе изучения личного опыта пользователя, но и оценок других людей.
Считается, что коллаборативная фильтрация более прогрессивна, а её выборки дают лучший результат. Такой передовой ресурс, как Дзен, конечно, использует её. Хотя не удивлюсь, если вначале применили первую стратегию.
Но не бывает систем без недостатков, и в коллаборативной фильтрации есть существенный дефект – так называемый «холодный старт». Алгоритм ещё не накопил данных, поэтому начальная кликабельность телепается где-то в районе плинтуса. Что мы и наблюдаем на своих каналах: начальный ctr низок, как помыслы арбитражника, а потом немного вырастает, когда основной охват на статью уже вылит.
Как видите, фактор связан только с текущим уровнем развития технологий.
А вот второе обстоятельство интересней.
Причина вторая. Дзен – это коммерческая площадка
Я считаю, что количество и качество охватов для разных категорий каналов регулируется не только технологическими возможностями, но и волевыми решениями руководства для роста доходности проекта. И мы сейчас, понятно, не об авторах.
Как это, на мой взгляд, реализуется.
Сначала Дзен наливал много трафика на все публикации, включая новичковые. Ctr ’ы тоже были хороши, потому что заработок Дзена шёл от взаимодействия с рекламой в статьях.
Затем появилась реклама в ленте, от которой авторам ничего не достаётся. Смысл в больших охватах конкретных публикаций исчез, нужна просто их масса, в которой удобно рассредоточить блоки РСЯ. Теперь ctr отдельного материала роли не играет. Особенно это сказалось на использовании бонусных показов. Я об этом уже писала, повторять не буду.
Наконец, Дзен ввёл рекламное продвижение за деньги рекламодателей. Это означает, что охваты, ранее распределявшиеся по авторам, начали изымать в пользу коммерческого продвижения желающих.
Хорошо это или плохо, рассуждать не буду, совсем уж философия какая-то получится. Скажу только, что это объяснимо и понятно: Дзен создан для получения прибыли компанией Яндекс. И если доходами от РСЯ в публикациях он вынужден делиться с авторами, то доход с блоков в ленте и продажи продвижения полностью уходит в его кубышку. Вы бы сами что выбрали?
Поэтому легенды о криворуких программистах, не умеющих настраивать таргет и регулярно ломающих алгоритм, не имеют под собой реальной почвы.
Возмущаться подобным положением дел можно сколько угодно, они от этого не изменятся. Посещаемость – величина конкретная; поделить её на всех хотя бы справедливо не получится. А уж тем более не выйдет залить показами каждого конкретного обладателя заброшки с тремя рерайтными статьями.
Что поделаешь? Как говаривал Папа Ларссон, такова се ля ви .
Ещё по теме: