Найти тему

Царство Эбла в «прото-сирийский» период

Первый уровень заселения стоянки Мардых I соответствует второй половине IV тысячелетия. Второй уровень стоянки Мардих II охватывает большую часть 3-его тысячелетия. Он разделен на несколько подпериодов; уровень II A соответствует первому крупному развитию города, примерно между 3000 и 2500, что знаменует начало так называемого «прото-сирийского» периода. Уровень II B охватывает ранний бронзовый век, соответствующий архаическим III династиям, а также периодам империй Аккад и Ур III в Нижней Месопотамии. Этот подпериод известен прежде всего благодаря многочисленным таблицам, документирующим жизнь королевства в двадцатом веке (уровень Мардих II B1), которые сделали это место знаменитым. Это время расцвета Эблы как политической силы.

Археологи раскопали несколько построек прото-сирийского периода. Самым известным является «G Palace», датируемый 20 веком и расположенный в центре Акрополя. Это самый старый дворец в Сирии. Информация, указанная в этом сообщении, рассказывает о первичном состоянии этого здания, а также и появлению царской семьи в Эбле. На южном склоне здание G2, несомненно, выполняло функцию хранения; к северо-востоку от дворцового сектора располагалось сооружение, состоящее из большого количества кремня. Предположительно это был производственный цех и складское помещение. Дворец прото-сирийской эпохи занимал площадь примерно 10 000 м2. В северной части холма, имелся как минимум один этаж, а также несколько секторов, занимающих 2500 м2.

Можно было выделить несколько частей города. Во-первых, «административный район», южнее, у подножия Акрополя, где располагалась канцелярия со своими архивами. Был небольшой внутренний двор с портиком на южной стороне. Комната, расположенная к югу от этого сектора, была тронным залом, вокруг которого были обнаружены небольшие комнаты. В этих комнатах были обнаружены различные предметы. В этом районе также была обнаружена кухня. «Cour des audiences», расположенный выше, доминировал над городом и был связан с предыдущим сектором монументальными воротами. Предполагается, что он мог быть общественной площадью, обеспечивая стык между общественным пространством и самим дворцом. Его фасады, по-видимому, были облицованы портиками с деревянными колоннами, по крайней мере, с двух сторон. Подиум, расположенный под северным портиком, должен был поддерживать королевский трон во время аудиенций. С северной стороны двор вел к зданию, которое было частью дворца. С восточной стороны он выходил на главный вход в королевский дворец через монументальную дверь, ведущую на лестницу к вершине акрополя. Комплекс, расположенный южнее, использовался как резиденция дворцовых сановников.

-2

Большинство находок и документов из царских архивов того периода было обнаружено в административном районе, в «архивной комнате», включая около 14 700 табличек и их фрагментов, из которых не менее 1700 полных и 9 500 с пробелами. «Архивная комната» представляла из себя прямоугольное помещение. Полки в ней были расположены группами в три ряда по пятнадцать мест деревянных полок (глубиной 80 см и высотой 50 см), выровненных вдоль северной и восточной стен. Основная сторона полок была обращена наружу, а полки большего размера располагались на полу. Они были тематически классифицированы и остались таковыми после пожара, охватившего дворец во время его разрушения. На восточной стене висели таблички с записями о доставке тканей. В углу таблички, касающиеся поставок драгоценных металлов и меди. Вдоль северной стены на верхней полке были размещены шумерские лексические списки и канцелярские тексты (царские указы, пожертвования, договоры). На других полках хранились счета, относящиеся к сельскому хозяйству и животноводству, а также двуязычные эблайтские / шумерские списки. В вестибюле архивной комнаты обнаружены и другие таблички. В других комнатах дворца нашлось табличек намного больше: около 900 в восточном портике зала для аудиенций (множество табличек с доставкой еды - муки и масла) и 500 в магазине трапециевидной формы в административном районе. В общей сложности было обнаружено более 17 000 табличек и фрагментов, свидетельствующих о деятельности администрации дворца в течение последних трех периодов правления, предшествовавших разрушению этого памятника. Таблички были написаны в основном на шумерском языке, языке людей, живущих в Нижней Месопотамии, которая в то время была самой престижной в культурном отношении на Ближнем Востоке, но также и на ранее неизвестном местном семитском языке, который в конечном итоге получил название «Эблайт».