Фронтовик, философ, тонкий лирик – это все о российском и советском живописце и педагоге Борисе Михайловиче Неменском, родившемся в 1922 году в Москве.
Трагедия Великой Отечественной войны, в которой участвовал этот художник, сложности человеческих судеб, уязвимость и хрупкость детства, восхищение красотой окружающего мира, как бы тяжело ни было, – темы его картин. Пожалуй, самые известные из них – «Дыхание весны» и «Безымянная высота», написанные уже по окончании войны. На одной из них – молодой боец, прислушивающийся в окопе, среди спящих товарищей, к весеннему ветерку. Или просто к редкой во время боев тишине. На другой – убитые советский и немецкий парень, лежащие рядом, голова к голове. Кому-то эти картины казались непатриотичными, но, например, поэт Константин Симонов считал «Высоту» очень сильной работой. К слову, Неменский переписывал ее дважды (во втором варианте он сделал окружающий пейзаж более суровым).
Неменский примечателен и тем, что его картины многослойны и их нельзя понимать однозначно и «правильно». Он предоставляет зрителю самому додумывать, что произошло с героями и какие детали заставляют это предположить. Взять, например, картину «Последнее письмо».
Однажды художник признался, что он старается обращать внимание не на внешнюю красоту и яркость, а на сердцевину жизни, стремится видеть самую суть явлений. Эта суть и есть повседневная жизнь, скрытые в ней поэзия и красота.
И Борису Михайловичу это удается.