Найти в Дзене

Гундоровские казаки - кавалеры ордена Святого Георгия.

Взято из общедоступного источника.
Взято из общедоступного источника.

В книге «Донцы 19 века. Фотографии и материалы для биографий донских деятелей», изданной в Новочеркасске в 1907 году, мы можем прочитать о двух уроженцах станицы Гундоровской, Донецкого округа, Области Войска Донского, героях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., георгиевских кавалерах, генерал-лейтенанте Данииле Васильевиче Краснове и генерал-лейтенанте Василии Казьмиче Рытикове.

Источник указан в тексте  статьи.
Источник указан в тексте статьи.

Даниил Васильевич Краснов родился 17 декабря 1817 года в станице Гундоровской, в семье простого донского казака. В семнадцатилетнем возрасте, в 1834 году, поступил на службу в Донской казачий № 34 полк, из которого в 1845 году, по собственному желанию, был переведён в Донской № 28 полк, находившийся в то время на Кавказе. Здесь он принял участие в делах с горцами. Во время Даргинской экспедиции был ранен и за боевые отличия 24 августа 1845 года был произведён в хорунжие. В 1849 году Краснов Даниил Васильевич, с Донским казачьим № 1 полком, участвовал в походе в Венгрию. За отличие в бою у села Георги был удостоен чина сотника и награждён орденом Святой Анны 4-й степени, а за взятие трёх неприятельских орудий в бою 28 ноября 1849 года, получил орден Святого Георгия 4-й степени.

В 1863 году, командуя сотней в Донском казачьем № 39 полку, Д. В. Краснов принял участие в событиях на польских землях. Был ранен в стычке с повстанцами у деревни Воля Градовская и награждён орденами Святого Станислава 2-й степени с мечами и императорской короной и орденом Святой Анны 2-й степени с мечами, а в 1864 году получил золотую шашку с надписью «За храбрость». Также за польскую кампанию им были получены чины войскового старшины и полковника. С 1863 по 1877 годы Д. В. Краснов успешно командовал различными Донскими казачьими полками. В русско-турецкую войну 1877-1878 г.г. он вступил командиром 26 Донского казачьего полка, а с ноября 1877 года исполнял должность Походного Атамана казачьих войск. (Биография цитируется по википедии).

Даниил Васильевич Краснов был награжден орденом Святого Георгия третьей степени за подвиг в бою против турок под Карагачем 4 января 1878 года. Наиболее полное представление о боевой деятельности генерала Краснова Даниила Васильевича даёт его донесение по итогам боевых действий на завершающем этапе русско-турецкой войны, представленное генерал-лейтенанту Гурко Иосифу Владимировичу и напечатанное в выпуске № 70 «Сборника материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. на Балканском полуострове»:

«3 января 1878 года я получил приказание от Вашего Превосходительства с драгунскою бригадою при 4 конных орудиях (двух 16-й конной батареи и двух, гвардейской казачьей конной батареи) переправиться через реку Марицу и ставши на Филиппольско-Станимакском шоссе, преградить неприятелю путь отступления. Обходное движение исполнено благополучно, но брод через реку Марицу неприятель защищал несколькими таборами пехоты, при четырёх орудиях.

Я завязал артиллерийскую перестрелку и просил вашего превосходительства присылки пехоты для форсирования переправы. Наступившая темнота вынудила меня отложить форсирование переправы до утра 4 января (1878 года). На рассвете 4 января (1878 года) неприятель, защищавший переправу, отступил и я приступил немедленно к перевозке пешей бригады на правый берег реки Марицы на лошадях драгунской бригады и возах, взятых у болгар.

В 4 часа дня (4 января 1878 года) кавалерийские разъезды отряда открыли неприятельскую колонну, двигавшуюся под горами от Караджа (Кара-Агач). Драгунской бригаде я приказал занять фронт вправо от шоссе и четырём орудиям открыть огонь. Огонь артиллерии вынудил противника прекратить движение.

К шести часам вечера 4 января (1878 года) 1-я бригада 3-й гвардейской дивизии успела подтянуться к кавалерии и я приказал ей немедленно построить боевой порядок и остановить неприятеля у деревни Карадж.

Главная атака была направлена на правый фланг неприятеля и, несмотря на огонь неприятельской артиллерии, увенчалась блестящим успехом. Неприятель бросил всю артиллерию и бежал в горы. Донося о сём Вашему Превосходительству, считаю моим долгом засвидетельствовать о геройском поведении лейб-гвардейского Литовского полка и о блистательном выполнении Екатеринославским и Астраханским драгунскими полками роли охранителей флангов наступавшей пехоты, а также не могу нахвалиться действиями четырёх конных орудий, вверенного мне отряда, выдержавшими 4 января (1978 года) бой с превосходными силами неприятеля. У неприятеля в бою 4 января 1878 года было отбито 19 орудий (по другим данным 23) и до 200 повозок разного обоза. На поле сражения турки оставили около 800 человек убитыми и ранеными. В плен захвачено 70 человек

Именно за умелое руководство войсками в описанном бою, что обеспечило разгром значительно более многочисленного противника, генерал-майор Краснов Даниил Васильевич был награждён орденом Святого Георгия третьей степени. Получил он эту награду 2 октября 1879 года.

В грамоте на награждение этим орденом было сказано: " В деле против турок под Карагачем, 4 января 1878 года, командуя Сводною Драгунскою бригадою, атаковал голову отступавшей колонны корпуса Фуада-Паши и, после ожесточённого боя, отбил у неприятеля 23 орудия, из коих удержал 18".

Назначенный в 1879 году командиром 2-й бригады 7-й кавалерийской дивизии, Краснов находился на этой должности до 22 февраля 1889 года, когда был произведён в генерал-лейтенанты с увольнением по болезни со службы. Умер 14 марта 1893 года в Новочеркасске. Там же и похоронен.

Источник указан в тексте статьи.
Источник указан в тексте статьи.

Василий Казьмич Рытиков происходил из дворян Войска Донского Гундоровской станицы. Вот что о нём рассказано в уже упомянутой книге: «Донцы 19 века. Фотографии и материалы для биографий донских деятелей». Василий Рытиков родился 22 марта 1839 года. Образование получил в Орловском Бахтина и Константиновском кадетских корпусах, где окончил курс наук по первому разряду. В службу вступил из унтер-офицеров Константиновского кадетского корпуса старшим хорунжим 16 июня 1856 года и зачислен был в 6-ю донскую батарею. Получив в командование 2-ю донскую батарею, Василий Казьмич старался довести её до такого состояния, чтобы она занимала первое место между другими батареями. В особенности он обратил внимание на стрельбу из нарезных орудий, в это время только введённых. Он составил для них правила стрельбы, тогда ещё не выработанные и вообще, готовил свою часть к действительному бою, а не к парадному. Труд его не пропал даром и открывшаяся турецкая кампания 1877 - 1878 гг. доказала, что Василий Казьмич, правильно смотрел на дело. В ту турецкую войну В. К. Рытиков приобрёл боевую опытность и выказал отличные военные дарования. В особенности он отличился при взятии крепости Никополь.

Когда войска генерал-лейтенанта Криденера (Николая Павловича) сосредоточены были для того, чтобы брать Никополь, Василий Казьмич тщательно изучал местность, на которой предполагал действовать. С утра отправлялся к крепости и снимал там кроки местности, измерял по секундомеру расстояние до батареи и изучал позиции. Кроки с означенными дистанциями до батареи были представлены командиру корпуса и служили основанием для установки наших батарей на места, которые указывал Рытиков.

Корпусной командир лично благодарил его за кроки и план неприятельских батарей. По сигналу, данному корпусным командиром, артиллерия открыла стрельбу из орудий, чтобы подготовить атаку, а затем двинулась и пехота. Вологодский полк из отряда генерал-лейтенанта Шильдер-Шульднера (Юрия Ивановича), скрываясь за складками местности, незаметно приблизился к неприятелю, но как только батарея, сопровождавшая полк, открыла огонь, турецкие гранаты посыпались на Вологодский полк, вырывая у него ряд за рядом. Продвигаясь медленно вперёд, взбираясь на крутизну, храбрый полк долго не мог проложить себе дорогу к мосту, которым овладеть было необходимо, чтобы преградить путь отступления туркам на Плевну и Рахово. Понимая это, турки отчаянно защищали его.

Зорко следил Рытиков за вологодцами. Когда заметил, что они изнемогают в неравной борьбе, отправился к корпусному командиру и просил у него дозволения взять взвод своей батареи с нагорного правого берега реки Осмы и помочь вологодцам. Однако он получил ответ: «Убирайтесь, дойдёт очередь и до вас!». Только по третьему разу, когда Василий Казьмич прислал к нему вестового, ручаясь за успех, он получил разрешение.

Взяв первый взвод сотника В. Савченкова, и взобравшись с ним с помощью веревок и лямок на крутую скалу, осмотренную давно, Рытиков занял удобную скрытую позицию и открыл меткий огонь по неприятелю, который направил на взвод четыре батареи и осыпал его гранатами. Положение взвода было так опасно, что следившие издали, с высокой горы, штабные и ординарцы великого князя крестились и твердили: «Господи, спаси Рытикова!»

В этот момент и положение Вологодского полка было критичное. Обессиленные продолжительным боем и потерями, вологодцы, сбившись в беспорядочные кучки, думали уже отступать, как вдруг увидели несущихся донских артиллеристов. Турецкие батареи были сбиты и замолчали, а турки рассыпались по полю и обратились в полное бегство. Вологодцы, воспользовавшись этим моментом, бросились вперёд и овладели мостом. Выполнив свою задачу, Рытиков торжествующим возвратился на своё место и корпусной командир генерал-лейтенант Криденер (Николай Павлович), при приближении Рытикова, встал и, подойдя к нему, снял шапку и поклонился ему до земли. Окружающая свита и военные агенты разных государств кинулись поздравлять и Рытикова, и Савченкова, и казаков. За взятие Никополя Рытиков был награждён орденом Святого Георгия 4 степени.

В грамоте на этот орден было сказано: «Во время сражения с турками 4 июля 1877 года под городом Никополем, вы заняли почти недоступную артиллерийскую позицию и двумя орудиями, под личным своим начальством, обстреливали через р. Осму неприятельскую батарею, заставили её замолчать и сняться с позиций, чем, бесспорно, способствовали успеху».

Взято из общедоступного источника.
Взято из общедоступного источника.

После русско-турецкой военной кампании Василий Казьмич Рытиков был назначен на должность областного воинского начальника, а затем на должность коменданта города Новочеркасска, которую занимал до конца своей жизни. В чин генерал-лейтенанта он был произведён за несколько месяцев до смерти. Умер генерал-лейтенант Рытиков 14 июля 1901 года и похоронен в столице донского казачества - городе Новочеркасске.

-5