Что такое повесть и почему она утрачивает популярность

7,5K прочитали

Вам не приходило в голову, почему почти все современные писатели пишут исключительно романы? А среди произведений иностранных авторов повестей вообще днём с огнём не найдёшь. Разве что их так переводчики назвали. А вот в XIX – середине XX века этот формат в нашей литературе был весьма популярным, и публиковали повестей много, и читали с удовольствием. В чём же причина такой несправедливости?

Вам не приходило в голову, почему почти все современные писатели пишут исключительно романы? А среди произведений иностранных авторов повестей вообще днём с огнём не найдёшь.

Чем отличаются роман и повесть

Сначала поговорим об отличиях, и это довольно серьёзный вопрос, потому что тут всё очень непросто.

Роман и повесть – это разные жанры. Да, именно жанры, как разные виды литературных произведений по форме изложения. Жанры различаются ещё и по содержанию, но это совсем другая история.

Объём произведения

Отличить повесть от романа, на первый взгляд, просто — у них разный объём. Роман – это большое произведение. Причём раньше его нормальный объём считался не менее 15 авторских листов. Каждый авторский лист (алка — на писательском сленге) 40 000 знаков с пробелами. Чтобы было понятно, это около 12 вордовских листов 12 шрифтом. И когда-то 18–20 авторских было вполне приемлемым для книги объёмом.

Но эти времена прошли, сейчас планку сделали пониже, и разные издательства устанавливают минимальный объём романа в 10–12 авторских, а иногда даже на 8 соглашаются. Но это редко и не всех авторов касается.

А вот повесть значительно меньше романа, но больше рассказа – от 2 до 8 авторских листов, чаще 4–6 алок. Но объём хоть и самое заметное различие, но всё же не главное.

Время, место, герои

Для романа, который в прошлом считался жанром эпическим, характерно большое пространство, в том числе временно́е. В таком масштабном произведении часто бывает ретроспектива (рассказ о прошлом героев и мира), повествование ведётся о событиях в разных точках пространства, описывается взгляд со стороны разных героев и т. д. То есть роман больше не только по количеству страниц, но и по описываемому пространству.

Героев в романе тоже может быть много, а несколько сюжетных линий только приветствуется.

А вот повесть – это рассказ об одном герое, реже двух. И временно́й промежуток в ней охватывается небольшой. В этой форме литературы обычно рассказывается о каком-то одном событии из жизни героев, и действия более компактные, камерные. К таким произведениям можно отнести повести: «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, «Вий» Н. В. Гоголя, «Багровый остров» М. Булгакова, «Калина красная», В. Шукшина, «Отель у "Погибшего альпиниста"» А. И Б. Стругацких и другие.

Известные русские писатели, в творчестве которых были и романы и повести.
Известные русские писатели, в творчестве которых были и романы и повести.

Многоплановость

Это, пожалуй, важнейшее отличие романа, так как к нему предъявляются более серьёзные требования в отношении планов повествования. События в романе разворачиваются как бы в разных плоскостях: личностной, социальной, культурной, политический и даже иногда экономической (роман «Финансист» Т. Драйзера или «Банкир» Л. Уоллера).

В романе должен быть описан мир, хорошо показана среда героя и особенности эпохи, следует уделять внимание историческим и культурным моментам. То есть это такое многослойное и многофигурное полотно.

Из-за многоплановости роман воспринимается разными читателями по-разному. А вот восприятие повести более однозначно, так как этих требований к ней не предъявляется. Короче, повесть явно проще написать, чем роман, да и быстрее. Но…

Не всё так просто

Несмотря на то что в литературоведческих источниках указываются именно эти различия романа и повести, на самом деле встречается много непонятных исключений. Например, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина – это повесть, хотя там события охватывают довольно большой промежуток времени, действует множество персонажей, показана историческая эпоха, и многоплановость в этом произведении тоже есть, как и эпичность. То же можно сказать и о «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, хотя это история о подвиге одного человека, но произведение по эпичности больше тянет на роман.

И в то же время есть романы, посвящённые одному герою и даже охватывающие события всего одного дня. Например, М. Лаури «У подножия вулкана» или Е. Гришковец «Рубашка».

Так в чём здесь дело? Всё же в объёме? И в этом тоже. Ответ на вопрос о специфике повести кроется в глубинах нашей истории. Дело в том, что роман – жанр европейский, он сформировался тогда, когда на Руси художественной литературы практически не было. А что было? Были жития и повести, ещё сказания и былины.

Повесть – исконно русский жанр, но когда-то это понятие означало просто прозаический рассказ о событиях нерелигиозного характера. Самая известная «Повесть временны́х лет» — летопись, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — можно назвать романтической и поучительной историей; «Повесть о Калкской битве» — историческое произведение.

В Европе аналоги повести есть, но они больше подпадают под определение рассказа – новеллы, притчи, средневековые фаблио и английская tale — сказка. И они все же не повести. А вот в России в XIX веке этот жанр стал популярным, причём называли так всё, что недотягивало по объёму до романа.

Так что теперь становится понятным, почему в западноевропейской литературе нет повестей.

Известные писатели-фантасты. А вы их узнали?
Известные писатели-фантасты. А вы их узнали?

Почему исчезает повесть

Теперь подходим к основному вопросу, вынесенному в заголовок статьи. На самом деле повесть не исчезла из литературного пространства, она просто видоизменилась, увеличилась в размерах и выдаёт себя за роман. В настоящее время множество произведений современных писателей ни по эпичности, ни по многоплановости до полноценного романа недотягивают. С сюжетными линиями так вообще напряженно – и герой один, и сюжет линейный.

Но по объёму такое произведение ближе к роману, потому что повести публиковать невыгодно. И это вторая причина снижения популярности подобного формата. В прошлом, в том числе и в XX веке, подготовка текста к печати была трудоёмкой, поэтому и дорогой. Это и редактура с корректурой, которые делались в распечатанном варианте – бумажных листах. Потом всё это еще раз перепечатывалось, версталось, набиралось на специальных гранках. Это было дорогое удовольствие, но чем меньше книга по объёму, тем дешевле.

Сейчас же предварительная работа упростилась и стала менее дорогой. Теперь основная стоимость книги связана с бумагой и обложкой. Поэтому себестоимость повести немногим меньше, чем романа, а по той же цене маленькую книжку не продашь – покупатель будет недоволен. Да и гонорар сейчас фиксированный, а не за количество строк или страниц как раньше. Вот и получается, что публикуют романы и иногда рассказы в сборниках. А повесть и для сборника не слишком удобна из-за большего объёма, и как отдельная книга невыгодна.

Возможно, на снижение популярности повлияла и ориентация на западную литературу, которая в какой-то момент стала образцом. Но, мне кажется, что эта причина второстепенна.

И все же повести ещё живы, их издают, правда, только в детских издательствах или в детско-подростковых редакциях. Там и сейчас довольно актуальны книжки по 4–5 авторских.

Но я не уверена, что так уж стоит сожалеть о том, что прошла мода на повести. Всё же роман, на мой взгляд, больше удовлетворяет запросам читателей. А также есть и рассказы, которые могут завоевать сердце поклонников малых форм своей яркостью и лаконичностью.