...для генезиса зарождающейся европейской цивилизации оказался крайне удачен тот факт, что китайскую экспансию останавливали горы на западе, пески на севере, море на востоке и непроходимые джунгли на юге...
Сегодня мы временно отставим в сторону военную историю и нежно любимое нами холодное оружие, да поговорим на не совсем привычную для нашего блога тему: о географический открытиях. Ибо периодически редакцию нашего канала ошарашивают перлы в комментариях и сообщениях типа «пусть китайцы и придумали компас, но не сделали никаких географических открытий!»
Тут хоть ложись, хоть падай. Как такое приходит в голову - понять невозможно! Ибо все древние народы так или иначе стремились расширить пределы своей Ойкумены, узнать - а что там, за пределами известного и уже освоенного им Мира? Греки и египтяне, полинезийцы и жители Черной Земли, китайцы и жители тех континентов, что мы сейчас именуем Америками, все они так или иначе стремились уменьшить границы неведомого. Естественно, это лучше получалось у развитых цивилизаций: уровень экономического и технологического роста приводил к увеличению популяции, что требовало как минимум расширения сельскохозяйственных угодий, чтобы прокормить всю эту ораву.
Пробирались сквозь чащи, горы и болота, сплавлялись по рекам, смело отправлялись в открытое море (стараясь, конечно, сперва держаться поближе к берегам). Шли разведчиками и купцами, собирая информацию для последующих армий вторжения. И конечно составляли описания и карты. Интересно, кстати, что первоначально в рамках китайской культуры карты представляли скорее иллюстрированный «журнал» для описания объективной географии наблюдений. Только когда западные миссионеры в дни династии Мин представили более совершенные методы картографии, у Китая появилась «карта Китая» в современном смысле этого слова.
Древние картографы использовали техники пейзажной живописи, поэтому на старых китайских картах зачастую нет подробных данных о расстояниях и точных указаний для важных мест, ландшафтов и дорог. Более того, большинство изображений в летописях составлено на основе письменных материалов, накопленных в прошлых династиях, а топографические данные полевых исследований обычно отсутствуют.
Но оставим в покое карты, и перейдем наконец к географическим открытиям древних китайцев. Еще раз напомню: они открывали это неведомое для себя, как, например, Эриксон Счастливый открыл для своих соплеменников Винланд, то есть Северную Америку, которая на тот момент была хорошо известна своим обитателям, и совсем не известна жителям других континентов.
Из географических открытий Древнего Китая сейчас наиболее значимы считают, например, сухопутный рейд Ханьского полководца Бань Чао (班超 Bān Chāo, 32 -102). Ряд современных исследователей допускают, что его эмиссар Гань Ин добрался аж до Римской Сирии! Было это еще в конце I века нашей эры. История его похода крайне познавательная, хотя это сложно назвать как географической исследовательской поездкой, так и завоевательным походом. Однако в ней развенчивается сразу несколько мифов: что китайцы никого никогда не завоевывали, а наоборот, все походя завоевывали их; что никто и никогда не смог завоевать Афганистан и так далее. Поэтому его знаменитому и бесшабашному рейду мы посвятим отдельную статью.
Интересно, что сведения об окружающих странах и регионах получались не только от специально отправленных для этого исследователях. Многие наши читатели знакомы с классическим китайским романом "Путешествие на запад", многие смотрели многочисленные экранизации этой великолепной сатиры. Однако мало кто знает о публикации самим монахом Сюаньцзаном (玄奘 Xuánzàng, 602 - 664) своего детального отчета - «Путешествие в Западный край во времена Великой Тан», где приведены сведения о географии и климате, о проживающих народах и их языках общения, о политике и экономике, религии и культуре более чем сотни стран, которые он посетил на своем долгом Пути.
Не менее полезными, но гораздо более сложными из-за непростых погодных условий этого региона были морские путешествия. Но еще с конца II века до нашей эры китайцы достигли Эфиопии, а уже в IV века китайские купцы и буддийские паломники начали активно путешествовать по морю в Индии (что интересно, индусы регистрировали в своих монастырях таких монахов-путешественников). Но что бы сделать подобные путешествия безопасными, предварительно необходимо было провести изучение и картографирование береговой линии. Одним из самых значимых в ту пору стали экспедиции Чжу Ина (朱 應 Zhū Yīng) и Кан Тая (康泰 Kāng Tài), посланные губернатором Гуанчжоу в начале III века. Причем в то время уже были вполне серьезные суда. В 1975 году при Гуанчжоу раскопали древнюю верфь ранней династии Хань и выяснили, что там могли строить корабли около 30 м в длину и 8 м в ширину, которые были способны выдерживать вес до 60 тонн!
Китайские джонки добирались до Африки и Аравийского полуострова, и были даже описаны марокканским географом Аль-Идриси в его «Географии 1154 года». В итоге уже к XV веку большая часть Юго-Восточной Азии была хорошо исследована китайскими путешественниками и купцами. Некоторые части Малайзии уже в то время были заселены китайскими семьями, и кое-где даже были поставлены китайские гарнизоны.
После того, как император разрешил внешнюю торговлю в 1567 году, сотни китайских торговых колоний спонтанно образовались на территории нынешних Малайзии и Явы, Индонезии и Филиппин, где китайские диаспоры сильны и по сей день.
Но вернемся немного в прошлое. Как упоминалось ранее, с картографией страны в прежние времена в целом было неважно, хотя многие местные хроники и были составлены путем наблюдений на месте, например, оборонительные схемы древних городов и карты водных путей. Наиболее представительной из них является «Морская карта Чжэн Хэ».
Во время правления династии Мин, а это был очередной период расцвета и подъема китайского государства, адмирал Чжэн Хэ был отправлен в длительное путешествие, исследовать новые территории и составлять морские карты. Эти карты, созданные на основании его наблюдений, оказали большое значение для изучения истории древнекитайского мореплавания.
Его экспедиции не только предоставили Поднебесной подробные сведения о народах, населяющих берега Индийского океана, но и на некоторое время сделали государства Малайзии и Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Минской империи. Более того, ряд современных исследователей полагают, что его корабли достигали даже Австралии и Америки. Так что ждем интересные находки от археологов на этих континентах.
Судьба же самого адмирала и его открытий была, увы, печальной. Но об этом - в следующей части!
Дм. Моисеев, СПб -2021