Найти тему

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОГРАММ

Изучение рынка труда предусматривает хорошее знание его составляющих. Одной из его универсальных составляющих являются профессионалы. Поэтому важно изучать их вместе со всеми характеристиками их профессии: положением профессии среди других, прогнозом ее востребованности в будущем и другими аспектами. Носителями профессий являются люди, которые хотя бы раз в жизни осуществляли ее выбор, «объявили своим делом» (согласно этимологии этого понятия) какую-то трудовую деятельность. На практике для исследования рынка труда, профессионального консультирования и кадровой работы применяют такие документы как справочники должностных действий, классификаторы профессий, профессиограммы (комплексные и специальные). Социологические профессиограммы, или социолограммы профессий, призваны дополнить эти документы реальными, наблюдающимися в трудовой практике характеристиками. В этих социолограммах сконцентрирован весь спектр социологического подхода к описанию профессий на рынке труда. Содержательное наполнение качеств профессий дает их социологический облик, то есть так называемую социолограмму. Это поможет пояснить чисто социологическими методами тяготение людей к той или иной профессии, к тому или иному пониманию профессии, причины смены профессии в течение жизни. В социолограмме обязательно должен содержаться набор профессиональных качеств, ценностей, норм, элементов профессиональной культуры, раскрытие профессионального мышления. Необходимо рассмотреть в социолограмме профессии проблему должностного продвижения по службе с указанием обязанностей на каждой из ступеней карьерной лестницы ввиду возможного ограничения привлекательности профессии из-за каких-то должностных функций на определенных ступенях карьеры.

Для полноценного адекватного выбора профессии в современном обществе необходим специалист-профконсультант. В практике его работы используются частные и комплексные профессиограммы. Однако в арсенал средств, которыми должны пользоваться профконсультанты, а также специалисты по рынку труда, обязательно должна войти социологическая профессиограмма.

Суть нашего подхода к описанию социолограмм профессий в том, что человек может сделать все или почти все при открытом, заинтере сованном, мотивированном отношении со своей стороны, даже если его способности понижены в этом объявленном, практикуемом им деле.

Рынок труда современной России характеризуется бурным ростом, дифференциацией и возникновением новых структур. Однако он пока не заполнен узкоспециализированными структурами, в нем еще множество свободных ниш, сегментов. Сейчас идет процесс его заполнения. Постоянно появляются новые сегменты рынка со все более цивилизованными (то есть присущими рынку труда развитых стран) трудовыми отношениями и услугами. Часто идеи по заполнению и созданию сегментов рынка диктуются здравым смыслом (согласно принципу «голь на выдумки хитра») и черпаются из опыта развитых стран мира. Интересно проследить этот процесс. Актуальной научной задачей является рассмотрение динамичности развития рынка труда в сравнительном аспекте разных городов и регионов (например, развитие местных телерадиокомпаний в Саратове еще два-три года назад отставало от некоторых сибирских городов – Екатеринбурга, Томска).

Для современного российского рынка труда характерно такое явление как вторичная занятость. Это значит, что многие граждане тру дятся более чем в одном месте. Возникает вопрос «Как обстоит у них дело с профессиональной идентификацией, то есть профессиональным самоопределением?». Безусловно, возможны варианты. Если профессия одна, то вопрос снимается. Другой ответ: одна профессия главная, остальные – необходимый компромисс по материальным соображениям.

Отследить все эти процессы на рынке труда помогут, на наш взгляд, создаваемые социолограммы профессий. В них должны отразиться последние изменения в содержании профессии (должностных действиях), но главное – изменения на рынке труда по данной профессии в конечный промежуток времени и прогноз перспектив профессии на ближайшее будущее. Ввиду того, что в реальных условиях набор материала по социологическим профессиограммам проходит в определенном населенном пункте, например в областном центре, необходимо оговориться, что и облик социолограммы профессии имеет отношение в первую очередь к данному месту, хотя часто информаторы проясняют ситуацию и по другим рынкам труда, например Москвы, малых и крупных городов, села. Вообще необходимо отметить, что в социолограммах профессии существует проблема устаревания собранной информации, через некоторые промежутки времени необходим ее пересмотр и обновление.

О содержании профессий узнают от квалифицированных людей – ее носителей, которые помогут выявить те реальные навыки по профессии, которые получают с образованием и из опыта работы по ней. В противопоставлении «образование – практика» для социолограмм доминирует практика, так как в современных условиях профессиональное циркулирование часто приводит к профессиональной деятельности, отличной от полученного образования. Социолограммы профессий помогут также привести нас к выработке реально-близких по навыкам профессий с новой их классификацией, не похожей на традиционную.