Почему итальянские художники XX века ненавидели эпоху Возрождения? Ответ очень прост: они считали художников классической эпохи безнадёжно устаревшими, мешающими прогрессу, развитию искусства, пропагандирующими несоответствующие современной жизни нормы и принципы. Недовольство старыми традициями и необходимостью им соответствовать вылилось в такое явление, как футуризм.
Кстати, у нас на канале есть интересная статья: Как итальянские футуристы хотели запретить готовить пасту и использовать столовые приборы!?
Футуризм – движение художников и литераторов-авангардистов, которое начало своё шествие по миру с Италии в период с 1910 по 1920 годы. Толчком для его появления послужила публикация в конце первого десятилетия в газете «Фигаро» статьи поэта Филиппо Томазо Маринетти. Назвалась она «Обоснование и манифест футуризма», и, хотя и была опубликована в виде платного объявления, однако наделала столько шума, что этот день считается датой рождения футуризма.
Сам манифест состоял всего из двух частей: вступление и непосредственно концепция, включающая в себя одиннадцать пунктов развития самой идеи футуристического движения. Основная тема – отречение от всего прошлого ради стремления к будущему. К слову, любое рождающееся направление, и не только в искусстве, подразумевает под собой разрушение старого и построение нового, но футуризм отличается ярко выраженной агрессией по отношению к тому, что было создано до него.
Как писал гуру футуризма Маринетти: «Основные критерии нашего искусства — храбрость, дерзость и бунт».
Руководствуясь данными принципами, сторонники направления призывали к уничтожению всех, по их мнению, условностей и традиций искусства как такового ради слияния со стремительными жизненными процессами нового века.
Естественно, сам манифест вызвал крайне негативную реакцию со стороны общества, чтущего традиции, однако явился причиной бурного развития течения – единомышленники нашлись практически во всех областях творчества, и не только в Италии. По большому счёту любое модернистское течение начиналось отрицанием всего прошлого, но на фоне футуризма это можно было считать детскими забавами, так как направление отличалось ярко выраженной экстремистской направленностью ко всем видам искусства при утверждении своих идей.
Например, художники заявляли:
Музеи – кладбища! Музеи - абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!
Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.
Мы будем восхвалять войну – единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм...
Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы... – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
Не обошло явление стороной и Россию, только носило оно название кубофутуризм. За основу был принят французский кубизм и пафос западных создателей искусства будущего.
Чтобы там ни говорили, но русские и итальянские авангардисты совершили переворот в мировом искусстве, особенно в поэзии и живописи. В России стоит вспомнить хотя бы Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова или Казимира Малевича.