Есть среди фантастических фильмов такие, которые несмотря на то, что ладно скроены, имеют отличную картинку, хороших актёров и неплохую историю (нужное подчеркнуть), почему-то теряются на фоне распиаренных блокбастеров или бездарных поделок.
А бывает там есть, на что посмотреть — даже если это "проходное" кино, может быть даже "среднячок", которому чего-то не хватило, чтобы стать чем-то большим. Хорошо, что в век цифровой дистрибуции эти картины не затеряются на пыльных полках, дожидаясь зрителей, которых они смогут заинтересовать.
К таким картинам я бы причислил фантастическую драму "Мой создатель" (в оригинале "Архив", Archive). Попробую рассказать, о чём #фильм, что в нём удалось и что, на мой взгляд, пошло не так (а в конце материала можно посмотреть #трейлер).
Ставьте "лайк" и подписывайтесь — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше интересного!
Архив
События фильма разворачиваются в середине XXI века. На удалённой научной станции в Японии трудится лишь один человек — учёный Джордж.
Согласно контракту с крупной корпорацией, он должен восстановить работу станции, которую много лет назад "законсервировали". Параллельно Джордж занят в робототехнических разработках компании-нанимателя. В свободное время он занимается личными проектами.
Практически в самом начале фильма мы узнаём, что Джордж — вдовец, несколько лет назад его супруга погибла в автокатастрофе. Однако Джордж может пообщаться с погибшей, чьё сознание сохранено благодаря современным технологиям.
Огромный чёрный шкаф с поразительными вычислительными возможностями, созданный корпорацией "Архив", хранит слепок сознания покойной, оставляя около 200 часов на общение с близкими, возможность окончить какие-то дела, как следует попрощаться и проч.
Но Джордж, прекрасно разбирающийся в науке и технике, а также имея доступ к первоклассному оборудованию, смог оцифровать аналоговый сигнал, связанный с сознанием жены в оборудовании "Архива", и скопировать.
Теперь он пытается воссоздать её в роботизированном теле вопреки судебному преследованию со стороны правообладателей на технологию "Архива", вопреки запретам от собственного руководства и угрозам со стороны закона вообще — не говоря уже о моральной стороне вопроса.
Что удалось и что не так
Начну с того, что фильм очень красивый. Не раз ловил себя на мысли о том, что хочется сделать скриншот, чтобы поставить на заставку. Тут тебе и футуристическая научная станция, затерянная среди заснеженных японских лесов, и одинокий робот, грустящий на фоне водопада или озера, и залитый "неоном" киберпанковский бар на окраине города, и заваленное радиодеталями внутренне пространство лаборатории — есть из чего выбрать.
Вообще стоит отметить технофетишизм того, кто отвечал за внешний вид и звуковое оформление роботов и техники в фильме. Всё явно создавалось с оглядкой на современные тренды промдизайна, где роботы — звено промышленного процесса, но при этом они не лишены ламповости научно-фантастической классики.
Например, J1 — помимо внешнего вида, бочкообразный робот без рук издаёт мягкие щёлкающие звуки и пикает, а Джордж без проблем его понимает, напоминая общение героев "Звёздных войн" с R2D2.
(К слову о "пасхалках": нашёл в фильме ещё несколько, в том числе просто волшебную музыкальную интерлюдию, которая явно отсылает к великому "Призраку в доспехах".)
Музыки в фильме вообще много, и стоит отметить, что подборка разнообразная, отлично маркирует разнообразные состояния персонажей, подчёркивает настроение, а иногда создаёт необходимый контраст.
Украшением фильма будет, безусловно, Тео Джеймс — британский актёр, известный как посредственным "Дивергентом", так и отличным "Война против всех". Роль умного, но ослеплённого своими возможностями, горем и новыми привязанностями учёного, цепляющегося за единственную возможность сохранить близкого, ему, на мой взгляд, удалась без переигрываний. Компанию ему составила французская актриса Стейси Мартин, отличившаяся ранее в "Нимфоманке" Ларса фон Триера. К сожалению, её роль в фильме менее заметна, учитывая время в кадре.
Идея же истории, связанной с этичностью цифрового посмертия, загрузкой сознания, ответственностью за создание искусственной жизни, в фильме подана хорошо, пусть и широкими мазками относительно того, как это всё реализовано (так даже лучше, чем чрезмерное и бездумное употребление терминов в порыве сочинить нелепое объяснение).
Проблемой же является то, что финальный сюжетный ход, пусть и сделанный на достойном уровне, вторичен относительно одного известного произведения (не открывайте ссылку, если всё ещё собираетесь посмотреть "Мой создатель" — если вы читали эту книгу, то всё сразу поймёте ещё до просмотра). Несмотря на другое настроение и смысл, такой сюжетный "поворот" в финале выглядит знакомо и предсказуемо, увы.
На мой взгляд, именно это (а также, конечно, разгул пандемии нового коронавируса в мире) повлияло на отзывы к фильму. На IMDb у "Мой создатель" сдержанные 6,3 из 10, на "Кинопоиске" — 6,5. Я бы, наверное, оценил фильм чуть выше, но понимаю, почему так получилось: всё в картине так или иначе уже где-то было, как-то освещалось.
У фильма идеальная форма для своего направления, и я уверен, что если вам нравится спокойная кинофантастика, поднимающая важные темы, сталкивающая холодный научный расчёт и простые, но сильные человеческие чувства, то "Мой создатель" может вас "уколоть", занять и навести на интересные размышления.
Если кратко:
+ Зрелищность, хорошо рассказанная основная история и всё, что касается звука.
— Вторичность, наличие "тупиковых" сюжетных веток.
Полагаю, кому-то картина может зайти только в правильном настроении. Мне повезло: я люблю подобное кино и готов закрывать глаза на некоторые огрехи, а настроение было в самый раз для такого случая. Надеюсь, и вам повезёт, если соберётесь смотреть.