"Убик" (1969) — научно-фантастический роман Филипа Киндреда Дика. Это одно из самых значительных произведений американского писателя, в том числе получившее ряд наград и попавшее в список 100 лучших англоязычных романов, вышедших с 1923 года.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Неуютное будущее
События книги разворачиваются по отношению к моменту написания в будущем — на дворе 1992 год, люди освоили Луну, развили в себе новые способности и даже покусились на победу над смертью.
В мире "Убика" у части людей появились сверхъестественные способности — телепатия, предсказания и проч. Для борьбы с непорядочной деятельностью таких людей, например корпоративным шпионажем, созданы организации, состоящие из инерциалов. Они не имеют никаких выраженных сил, их способность — подавлять других, мешая им читать мысли или видеть будущее.
Руководит одной из таких организаций Глен Рансайтер, в чём ему иногда помогает его покойная супруга Элла.
В мире "Убика" работают так называемые мораториумы, где вовремя замороженные мертвецы в состоянии полужизни некоторое время могут выходить на связь с близкими с помощью специальной техники.
Организация Рансайтера получает выгодный заказ от бизнесмена, который опасается, что стал жертвой парапсихической атаки на его лунные объекты. Рансайтер собирает команду из числа лучших инерциалов, а также берёт с собой новенькую сотрудницу с уникальной разновидностью антипредсказательной способности.
Однако заказ на Луне оказывается ловушкой. При нападении Рансайтер получает серьёзное ранение. Его подчинённым удаётся убраться со спутника на Землю, заморозив тело руководителя и доставив в мораториум, где находится его супруга.
Казалось бы, опасность миновала, но участники группы вскоре понимают, что вокруг них начинает твориться что-то странное: предметы вокруг очень быстро устаревают, откатываясь к своим предыдущим воплощениям, а то и вовсе рассыпаясь в прах. И процесс этот только ускоряется — известная им реальность трещит по швам.
Разрушитель миров
"Я стал смертью, разрушителем миров" — сказал, цитируя "Бхавадгиту", американский физик Роберт Оппенгеймер, сделавший огромный вклад в создание ядерного оружия.
Однако эти же слова, пусть в немного другом значении, мне кажутся уместными в устах Дика. В значительном числе своих произведений он играет с представлениями об окружающей действительности, заставляя персонажей, да и читателей, сомневаться, что существует какая-то одна единственная реальность, доступная всем.
Как признавался в интервью сам писатель, он пришёл к мысли, что "то, что дано нам в ощущениях — это совсем не то, что существует на самом деле", что восходит ещё к мифу о пещере Платона.
Для этого Станислав Лем в труде "Фантастика и футурология" использовал термин фантоматика. Он обозначает технологию, которая предназначена для такой подмены ощущений, что человек не в силах отличить реальный и выдуманный миры. Как писал Лем, "Убик" Дика — единственное (на тот момент) сай-фай произведение, где фантоматика как раз "разрывает единство мира".
Кроме того, в "Убике" отразились общественно-политические, а также религиозные "страхи" Дика, жившего и творившего в послевоенные годы — период маккартизма, холодной войны СССР и США, развития контркультуры и проч.
По его мнению, величайшая власть, которую один человек может установить над другими людьми, заключается в контроле их восприятия реальности, в "возможности вмешиваться в целостность и индивидуальность их мира". То есть речь идёт о манипулировании общественным мнением и формировании угодных некоторой группе взглядов.
По его мнению, такая сила позволяет заставить "толпу вопить то, что нужно вам" — в этом, говорит Дик, кроется невероятная власть группы, которая может "вторгаться в мир любого человека, извне навязывая ему образ, под который он просто вынужден подстраивать свое видение самого себя".
Здесь же притаились и "страхи" Дика о творце Вселенной, изначально иррациональном и "злом" для людей. Согласно взглядам писателя, история мира — это движение от хаотичного, жестокого и бессмысленного к гармоничному и прекрасному. И такой взгляд на иррациональность создателя реальностей также находит отражение в "Убике".
Конечно, этими темами роман не исчерпывается. К примеру, в нём можно найти и критику "неуютного" будущего, в котором не хватает чего-то "грубого, надёжного, ощутимого", что сопровождало человека на протяжении всей его истории.
Мы видим мир развитого капитализма, доведённый до гротеска: один из героев не может покинуть свою квартиру, так как у него нет наличных, чтобы оплатить открытие двери. Кроме того, особую роль играют эпиграфы, в которых сатирически обыгрывается вездесущность рекламы, а сам "Убик" в одной из трактовок становится универсальным символом "товара".
Деконструкция действительности, к которой Дик прибегает во множестве своих текстов — не просто сюжетный приём. Для писателя это краеугольный камень его мироощущения. И как никто другой он может создавать для читателей такие увлекательные и опасные реальности.
Произведения Дика оказали огромное влияние на появившиеся позднее известные книги и фильмы.
И я рекомендую прочесть "Убик" всем, кто увлекается научной фантастикой и отважился окунуться в мозголомную, но захватывающую иллюзию, зовущуюся мирами Филипа Дика.