Найти в Дзене
Музыкальная Газета

Инна Желанная - певица, которую за рубежом знают лучше, чем на Родине. Часть 1.

Инна Желанная. Москва, малый зал ДК им. Горбунова. 26 января 1989 года.
Инна Желанная. Москва, малый зал ДК им. Горбунова. 26 января 1989 года.

С начала 90-х Инна – желанная гостья на различных мировых музыкальных форумах. Она выступала на многих престижных рок- и джаз-фестивалях. Пластинки ее группы становились победителями в чартах различных стран, ее выступления постоянно назывались лучшими.

В чем причина такой популярности?

Я думаю, что Инна и ее сотоварищи ближе всех подошли к разгадке фольклора.

Принято считать, что фольклор – это слезливые песенки, как у Жанны Бичевской. На самом деле фольклор – это драйв и азарт. В одной из программ Сергея Старостина, показанной по федеральному телевидению, я видел, как стоят три бабушки с кугиклами (это такие дудочки из тростника) и натурально играют джаз. В том самом смысле, в котором сейчас играют джаз на современных инструментах. Ты входишь в ритм, в бит, во всю эту «крутилку» - и это тебя полностью захватывает, Причем у каждой бабушки – своя доля. Все поделено, все математически идеально выверено. Можно смело говорить, что джаз на Руси играли много веков назад. Просто фольклор у нас всегда собирали и коллекционировали адепты классики, а не рока или джаза. Рок и джаз они не признавали, а потому пытались убеждать нас, что фольклор исполнялся по канонам классической музыки. Это не совсем верно. Недавно я услышал музыку, воссозданную по записи, найденной на стене гробницы Хеопса. Это – как бы старинная египетская музыка, которая игралась при фараонах. Услышанный мною вариант был исполнен симфоническим оркестром, и слушался довольно плоско. Но вот если бы эту музыку записала хард-рок-группа с бас-гитарой, то звучание было бы совсем иным, более мощным.

Фольклор напоминает записи на бересте, в которых слова пишутся без гласных, и никто не знает точно, как на самом деле звучало то или иное слово. Так и в фольклоре: на самом деле никто толком не знает, как звучала фольклорная музыка, но, на мой взгляд, Инна в своем творчестве ближе всех подошла к разгадке.

Впервые я услышал Инну Желанную в 1986 году в Зеленограде. Она выступала в составе местной группы «М-депо», исполняла песни в стиле рэггей. Я был удивлен и восхищен, потому что такого красивого голоса я никогда не слышал. Тогда уже начала работу Московская рок-лаборатория, и я попытался вытащить Инну на столичную сцену, прекрасно понимая, что ее чудесный голос нужно дать услышать всему народу. Я считал тогда и считаю теперь, что красивая музыка делает людей добрее и радостнее.

Но зеленоградцы отнюдь не хотели отдавать в Москву свою гордость и радость. Чтобы привезти Инну на прослушивание в рок-лабораторию, пришлось организовывать целую спецоперацию, которая получилась во многом благодаря продюсеру Алексею Коблову, который буквально ночевал под дверью квартиры Инны.

Как я и ожидал, выступление Инны на сцене рок-лаборатории очаровало и восхитило всех, басист Дмитрий Шумилов и барабанщик Михаил Митин, работавшие в «Вежливом отказе», даже отыграли с ней пару концертов и записали несколько треков. Но кульминация ее творчества наступила, когда в 1988 году Инна познакомилась со звукорежиссером из Московского Дворца молодежи Игорем Замараевым, а тот свел певицу с группой «Альянс».

Лидер «Альянса» Игорь Журавлев тогда искал новый звук, пытался объединить русский фолк с ритмами рока. Той же дорожкой шли и наша героиня.

- Однажды мы приходим в студию к Игорю Замараеву, - вспоминает Журавлев, - и он ставит нам записи Желанной, мы слушаем - и просто… падаем! Тут приезжает сама Инна Желанная. Мы знакомимся, говорим, что песни нам очень понравились, и мы готовы заняться аранжировками. Вот так все сложилось. Видимо, что-то на Небесах произошло.

Инна Желанная и музыканты «Альянса» начали работать над пластинкой «Сделано в белом». Вместе с ними в записи участвовали фольклористы-духовики Сергей Старостин и Сергей Клевенский, бас-гитарист Сергей «Гребстель» Калачёв, гитарист Константин «Костелло» Баранов, перкуссионист Владимир Миссаржевский, клавишник Константин Гаврилов, барабанщик Юрий «Хэн» Кистенев (Хэн).

Инна вспоминает:

- Звукорежиссер Игорь Замараев окунул меня в профессиональную сферу. Музыканты «Альянса» были профессионалами настолько высокого класса, что я буквально смотрела им в рот и офигевала от всего, что вдруг начало происходить. Эта замараевская студия во дворце молодежи для меня тогда была, как подарок с Небес»

- А почему альбом так долго делался? Ведь вы работали над ним почти два года…

- А мы никуда не спешили. Причем там же, в МДМ у нас была репетиционная база. Мы делали новые песни, репетировали, а потом заруливали в студию, чтобы их записать. Все шло как-то ни шатко, ни валко, спокойно, никто никуда не спешил. И это правильно. Только так и должно быть. Как можно наспех что-то писать?!

- На альбоме записаны четыре твоих песни – «Только с тобой», «Дальше, дальше», «До самого неба», «Сестра моя ночь». У этих песен есть какая-нибудь история? Как они появились?

- Взяли – и написались. Песни вообще должны писаться сами. Однажды Мандельштам пришел в гости к Пастернаку и спрашивает: «А где у тебя стол?»

«А зачем мне стол?» - удивился Пастернак.

«Ну, как же! Стихи писать!» - ответил Мандельштам.

Одному нужен стол, чтобы на нем все аккуратно разложить и начать стихи писать. Другой идет по улице – и вдруг его как шарахнуло! Он ищет, куда зайти! Да хоть в «Шоколадницу». Берет салфетку и начинает торопливо на ней записывать, чтобы не забыть.

Так же было и у меня. Эти песни как-то сами ко мне пришли…

В итоге у Инны и «Альянса» получился великолепный альбом «Сделано в Белом», в 1991 году он вышел на виниле. Это была одна из тех пластинок, которые полностью меняют менталитет как слушателей, так и музыкантов, открывая путь, который ранее казался невозможным. Альбом «Сделано в белом» отправил всех, кто к нему прикоснулся, в большое этническое путешествие, получившее название «woild music ».

В 1993 году одна популярная французская радиостанция назвала пластинку «Сделано в Белом» «лучшим рок-альбомом Восточной Европы». «Альянс» к тому времени уже год, как не существовал, но Игорь Журавлев собрал состав, чтобы съездить в Париж. Концерт проходил в самом центре Парижа, в знаменитом зале «Ла Сигаль» (La cigale). Это очень серьезный зал, где выступали многие рок-звезды. Он был битком. Как рассказывали очевидцы, «Альянс» выступил очень хорошо.

Эта победа дала возможность Инне начать сольную карьеру. Желанная собрала коллектив, в который вошли Сергей «Гребстель» Калачев (бас), Сергей Старостин (фольклорные духовые инструменты), Игорь Джавад-заде (ударные). Но об этом – в следующей главе…

Владимир Марочкин

Фото Михаила Грушина