Найти тему
Сергей Степанов

Цвет в архитектурном оформлении церкви Успения на Покровке.

Известный фотограф начала 20 века С.М. Прокудин-Горский, к сожалению, не оставил нам фотографии церкви Успения на Покровке.
И о цветовом решении этого храма, как внешнем, так и внутреннем, можно только догадываться.

Сохранились раскрашенные фотографии, сделанные в конце 19 и начале 20 вв., но цвет куполов, элементов кровли самого храма и колокольни различны.

Также есть многочисленные рисунки, по которым можно судить о цветовом решении церкви.

Начну же я с самой старой фотографии церкви, 1856 года. Вот она:

https://www.rct.uk/collection/search#/12/collection/2945143/photograph-album-of-moscow-and-st-petersburg
https://www.rct.uk/collection/search#/12/collection/2945143/photograph-album-of-moscow-and-st-petersburg

Поданный Великобритании ДЖЕЙМС МАК (J. Mack) сделал фотографии ряда мест в Москве и Санкт-Петербурге, когда он находился в составе
дипломатической миссии на коронации Александра II, и мы можем наслаждаться этими видами, почти двухсотлетней давности.

Рассмотрим фрагменты этой фотографии:

Все двенадцать куполов блестят, поэтому предполагаю, что они были покрыты золотом.
Все двенадцать куполов блестят, поэтому предполагаю, что они были покрыты золотом.
-3

Слегка раскрасил их, цвет кровли завершения колокольни и храма под вопросом.

Церковь на фотографии выглядит прекрасно, ведь в начале 1850-хх годов было возобновление, по нашему реставрация.

И по завершению оного Снегирёвым И.В. была выпущена книга:

«Возобновление и освящение церкви Успения божия матери на Покровке» Москва, Унив. тип., ценз. 1857.

-4



Я в 80-х годах брал эту книгу в библиотеке им. Ленина, сейчас РГБ. Надо бы снова полистать раритет.

Ещё можно попытаться сделать анализ живописных изображений церкви, тех что в цвете.

Два из первых ранних изображений храма сделал Дж. Кваренги в конце 18 века.

-5

Фрагмент  - сильно откорректированный по цвету, так как исходник весьма старый и преобладает сильная желтизна.

Но можно видеть, что десять куполов покрыты золотом, а два нет. Правда может быть это всё «фантазии» великого зодчего.

Вот и другая работа Дж. Кваренги, «слегка» вызывающая сомнения в его авторстве:

-6

Здесь купола и завершения храма и колокольни одинаково покрыты зеленой краской.

Переносимся в 19 век.

Взято с сайта:https://pastvu.com/ с  с их датировками.

1845-1850 гг. Жан Батист Арну:

-7

1850-1860гг.  Джозеф Андреас Вайс:

-8

Здесь одинаково: купол храма и колокольни покрыты золотом, а десять других — покрашены серебрянной краской.

Можно предположить, что первоначальное золото куполов ветшало и его постепенно заменяли на краску.

Далее «реставрация» середины 1850 годов, где куполам вернули первоначальную позолоту.

В конце 19 века появляются раскрашенные фотографии и здесь есть нюансы.

Судя по всему, ретушеры вносили в процесс  отсебятину.

Вот несколько фотографий одного периода:

https://sudilovski.livejournal.com/52894.html 1890 год:

-9

Центральный купол золотой, другие серебристые, кровли - зелёные.

А вот чёрно-белая фотография из того же альбома, где видно, что центральный купол покрыт краской, нет блеска золота:

-10

Знаменитая фотография Ивана Барщевского, конец 19 века:

Что интересно центральный купол и крест "аж сияют", но кресты на главках отсутствуют.
Что интересно центральный купол и крест "аж сияют", но кресты на главках отсутствуют.

Недавно я обратил внимание на фотографию с госкаталога:

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27159876

 Фишер КА.. Церковь Успения на Покровке (не сохран.). 1696-1699 гг., снесена в 1936 г. г. Москва Табл. 7. Вып. II. Перспективные виды церкви. Из серии фототипий к изданию «Архитектурные памятники Москвы.» Выпуски I-III. Редакция и текст И.Е. Бондаренко. Архитектор: Потапов П. Издание Художественных фототипий К.А. Фишер, Москва, Кузнецкий мост,11. Типолитография Ж. Шейккль, Фуркасовский пер.,д. Обидиной
Фишер КА.. Церковь Успения на Покровке (не сохран.). 1696-1699 гг., снесена в 1936 г. г. Москва Табл. 7. Вып. II. Перспективные виды церкви. Из серии фототипий к изданию «Архитектурные памятники Москвы.» Выпуски I-III. Редакция и текст И.Е. Бондаренко. Архитектор: Потапов П. Издание Художественных фототипий К.А. Фишер, Москва, Кузнецкий мост,11. Типолитография Ж. Шейккль, Фуркасовский пер.,д. Обидиной

Левый фрагмент увеличен:

Здесь кресты на всех главках.
Здесь кресты на всех главках.

Скорее всего на фотографии Барщевского запечетлён момент, когда кресты были готовы к установке. Но что указывают стержни наверху завершений куполов.

На некоторых фотографиях появляются синие купола и элементы кровли:

-14

И в заключении приведу живописную работу незаслуженно забытого, талантливого русского художника Александра Васильевича Ложкина, 1910 г. из частного собрания, которое находится в Швейцарии.

Репродукция из книги, которая написана Степановым Константином Николаевичом — внучатым племянником Александра Васильевича Ложкина(1881-1942):

Степанов К.Н. «Жизнь и творчество художника А.В. Ложкина»/ К.Н. Степанов. - М.; КУРС, 2019, - 96с.

-15

___________________________________________________________________________________

P.S.
В 2008 году на сайте
http://www.archnadzor.ru/2008/07/18/neby-vaemoe-by-vaet/ были показаны графические материалы
визуализации церкви Успения на Покровке.
Судя по фотографиям, была принята следующая концепция цветового решения.

Вот одна из фотографий для примера:

-16

Статья была написана мною и опубликована год назад:

https://architectstyle.livejournal.com/544257.html

Сейчас были добавлены небольшие дополнения к фотографии Барщевского.

_________________________________________________________________________________________

Хотел бы добавить комментарии к блогу в жж.

https://seakonst.livejournal.com/ пишет:

Классная подборка.
Раскрашивали кто во что горазд. Вот пара вариантов творческого подхода к работе известного фотографа Павлова:

Второй вариант раскраски за год исчез.
Второй вариант раскраски за год исчез.

Я достаточно долгое время занимался постройкой макета церкви:
https://ser-stepanov.livejournal.com/16414.html
И понял некоторые вещи.
Купец Матвей Сверчков был очень богатым человеком и скорее всего, приближенным к власти.

Каменные  палаты, которые он для себя построил, имеют площадь внутренних   помещений 600 кв. метров. Что и в наше время много, а тогда и подавно.
Каменные палаты, которые он для себя построил, имеют площадь внутренних помещений 600 кв. метров. Что и в наше время много, а тогда и подавно.

В 125 метрах к югу от дома проходила царская дорога к селам Покровское-Рубцово и Измайлово.
Была старая церковь на улице Покровке.
Он решает строить новую церковь и план нового храма, своей алтарной частью, немного заступает
на дорогу. ( В наше время, при Лужкове, около ст метро Войковская один богатый идиот решил построить торговый центр прямо около Ленинградского шоссе. Лужков это увидел, запретил стройку,
но потом ещё много лет это безобразие не могли разрушить.)
Сверчкову дали построить церковь, и даже храм удачно смотрелся на изгибе улицы, если смотреть от Покровских ворот в сторону центра Москвы.
Громадный храм закрывал палаты Сверчкова от оживлённой улице. На пространстве между храмом и
палатами был пруд и фруктовый сад.
В храм из сада вела красивая широкая одномаршевая лестница с красиво оформленным порталом.
В колокольне храма на втором этаже была домовая церковь семьи. Туда вела узкая винтовая лестница с гульбища.
Внизу была зимняя церковь. Вход на лестницу, которая вела к основному зданию церкви со стороны улицы в зимнее время был закрыт.

Ситуация с выносом части церкви на дорогу была актуальной и в то время.
Не случайно появился "проект" Кваренги по переделке частей храма.

-19

Ну а во время борьбы с религией проще было снести церковь, чем переустраивать дорогу с прилегающими зданиями.
И ещё. Рядом с храмом был построен комплекс жилых зданий для кооператива «Военный строитель»

Жителям этого дома, скорее всего людям на ответственной работе и партийным, соседство церкви, красотой которой восторгались многие великие граждане разных стран, откровенно мешало.
Жителям этого дома, скорее всего людям на ответственной работе и партийным, соседство церкви, красотой которой восторгались многие великие граждане разных стран, откровенно мешало.


Результат мы знаем.
Единственно, что дали время на фотофиксацию, обмеры, и часть архитектурных элементов разрешили вывезти в Донской монастырь и разместить их на стенах.

По той же причине, что здание храма выпирало на проезжую часть улицы, снесли и церковь Николы-Большой крест.


Пишет https://archistorik.livejournal.com/

Про то, что церковь была поставлена не параллельно улице, а несколько "под углом" - я и раньше догадывался. На этой фотографии, чуть ли не единственной на ПастВу, где есть и церковь и конструктивистский жилой дом - это "ошибка строителей церкви" видна четко. Церковь стоит несколько кривовато (с точки зрения законов градостроительства).

-21

Наверное древнерусский мастер закладывал фундамент церкви ориентируясь более на каноническое требования ориентации алтаря точно на восток. А требование это исходило как от Заказчика, так и от церковных властей. В результате всех этих сложностей церковь поставили не ВДОЛЬ улицы, а несколько "кривовато". Уж извините "за прямоту", но она действительно мешала движению транспорта. И тов. Булганин недолго думая решил еще "прямолинейнее" - снести и делу конец.
Хотя были десятки способов решить проблему с транспортом, да тем более в те годы!

Разбор "каноническое требования ориентации алтаря точно на восток" я сделаю позднее. Там всё не просто, как кажется.