Найти тему
Татьяна Альбрехт

Из истории воскресения и воскресного отдыха

Бронзовый бюст Константина Великого. Рим. Капитолийские музеи
Бронзовый бюст Константина Великого. Рим. Капитолийские музеи

20 марта день рождения воскресения, точнее обычая отдыхать в этот день.

Именно в этот день в 321 году император Константин (будущий Великий) повелел праздновать воскресение и считать его первым днем недели.

Нынче мы этот день называем «воскресеньем» с вполне привычным христианским смыслом слова (хотя, конечно, применяем его ко дню недели весьма опосредованно и редко) и чаще всего полагаем, что и название дня пошло от христианской традиции (правда, не задумываемся о том, насколько это странно - единственный день в неделе связать с главным сакральным событием христианства, а в названия остальных не вложить даже малейшего религиозного оттенка).

По одной версии, слово вошло в русский язык через христианскую традицию и является калькой греческого «ανάστασης», что буквально переводится как «восстановление» или «восстание».

Юлиус Шнорр. Первый день Божьего сотворения мира - сотворение света
Юлиус Шнорр. Первый день Божьего сотворения мира - сотворение света

Однако есть и другая версия происхождения наименования этого дня: оно происходит от старославянского корня «кресѣ» - «оживление, здоровье».

Отсюда же, кстати «крѣсати» - «ударом высекать огонь» и «кресало».

Если эта версия верна, то значения этимологическое и религиозно-символическое просто удачно соединились.

Во всех славянских языках воскресение называется «неделя» - то есть, день, когда не работают, ничего не делают (у нас сейчас это значение сохранилось в церковнослвянском).

В романских языках воскресение называют «День Господний» (например, итальянское « Domenica » от латинского « dies Dominicus »). То же самое в греческом — «Κυριακή» (Кирьяки), означает «День Господень», от слова «Κύριος» (Кириос) — «Господь».

Кстати, это пришло не только из христианства. В митраизме, особенно распространенном в Римской империи и на Ближнем Востоке в III – V веках воскресение тоже считалось священным днем.

Бронзовый барельеф, изображающий Митру. Остия. Примерно 200 год
Бронзовый барельеф, изображающий Митру. Остия. Примерно 200 год

Во многих же германских языках этот день до сих пор именуется «солнечным», согласно древнему языческому обычаю. Правда, возможно, это заимствование из латыни, где была та же самая история. Но такие сакральные заимствования всегда несут в себе смысл и говорят об идентичности культурного кода.

Что интересно, наименование «солнечного дня» сохранилось в германской группе языков, а обычай характерен и для римлян, и для германцев, и для греков, и для египтян, и для кельтов.

Впрочем, если учесть, что на санскрите название этого дня связано с эпитетами ведического солнечного божества Сурьи ( вообще в большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи) - понятно, откуда ноги растут...

Солнечная повозка  (Повозка Сурьи / Соль) — миниатюрное скульптурное изображение эпохи бронзового века (XVIII—XVII вв. до н. э.).
Солнечная повозка (Повозка Сурьи / Соль) — миниатюрное скульптурное изображение эпохи бронзового века (XVIII—XVII вв. до н. э.).

То же самое, кстати, в странах Юго-Восточной Азии – Китае, Корее, Японии. Там дни недели назывались по наименованию планет согласно астрономическому циклу, и воскресенью соответствует Солнце. А в Китае другим воскресенье еще именуется «день богослужения».

Последним днем недели в большинстве стран (за исключением Израиля, США, Канады и ряда африканских государств) воскресение стало относительно недавно. Долгое время оно считалось первым днем недели, вслед за субботой, которая, согласно иудео-христианской традиции, была замыкающим днем недели.

Ганс Тома. Аллегорическое изображение недели
Ганс Тома. Аллегорическое изображение недели

Константин в своем эдикте именно на таком статусе и настаивал: воскресение – день отдыха и поклонения. Предписывалось в этот день не работать и совершать религиозные обряды, исключение сделали только для сельскохозяйственной деятельности – работы в поле или на винограднике.

С 337 года солдаты-христиане обязаны были участвовать в воскресной литургии. В 386 году Феодосий великий специальным эдиктом запретил в воскресение торговать и вести любые судебные разбирательства. Древние церковные авторы (например, Тертуллиан, Василий Великий) писали, что воскресение – день радости, потому настаивали, что надо запретить в этот день строгий пост и глубокий траур, заупокойные службы и молитву на коленях. Отчасти эти запреты вошли в церковную традицию, но не соблюдаются досконально.

Кстати, согласно христианской традиции, берущей начало в особенностях еврейского календаря, «воскресный день» начинается с вечера субботы и оканчивается с закатом солнца в воскресенье.

Сандро Ботичелли. Воскресение Христа
Сандро Ботичелли. Воскресение Христа

Первыми традицию воскресного отдыха начали соблюдать вавилоняне. С распространением христианства этот обычай закрепился в Европе и других христианских странах.

А вот в России крепостное право давало возможность не соблюдать традицию воскресного отдыха. Правда, с XVII века власть начала с этим бороться. В 1699 году один из князей Оболенских даже попал в тюрьму за то, что заставлял крестьян работать по воскресеньям. Павел I и его сыновья законодательно установили запрет употреблять крепостных для работ по воскресным дням. В 1857 году этот запрет вошел в «Свод Законов». Указы 1722 и 1741 годов распространяют правило воскресного отдыха на рабочих мануфактур и фабрик.

А. П. Рябушкин. Воскресный день. 1889
А. П. Рябушкин. Воскресный день. 1889

На Западе происходил обратный процесс: с ослаблением диктата церкви в и усилением роли промышленности в экономике (а также гегемонией теории невмешательства государства в экономические отношения) обычай воскресного отдыха перестал соблюдаться на предприятиях практически повсеместно уже с конца XVIII века. Только в 1861 году этот вопрос встал в полный рост и в 1886 был вынесен на международное рассмотрение. Впрочем, в Великобритании фабричный акт 1878 года устанавливал жесткие правила воскресного отдыха, которые англичане в какой-то момент довели до такого абсурда, что в воскресный день приезжим негде было элементарно поесть, поскольку закрыто было все, что можно.

В России же с 1882 года строгий запрет на работу по воскресным дням распространялся только на работников младше 15 лет. Для остальных предписывалось соблюдать религиозные правила и запреты согласно вере.

Амалия Линдегрен. Воскресный вечер в сельском доме. Швеция, 1860 год
Амалия Линдегрен. Воскресный вечер в сельском доме. Швеция, 1860 год

Официально нерабочим днем для всех воскресение стало уже в эпоху СССР (до этого экспериментировали с непрерывной четырехдневной рабочей неделей и пятым выходным, шестидневкой, выходными, не зависящими от традиционного календаря, за исключением главных советских праздников) согласно указу о переходе на восьмичасовой рабочий день и на семидневную рабочую неделю от 26 июня 1940 года. В 1967 году вышел указ о переходе на пятидневку, и суббота тоже стала выходным днем.

Сегодня воскресение в большинстве стран Европы и Америки – выходной день. В исламских странах, Израиле – это обычный рабочий день.

Кстати, в славянском и немецком фольклоре есть персонаж, олицетворяющий воскресение. У Славян он именуется Неделя и представляется обычно в виде красивой молодой женщины. Впрочем, эта женщина может быть совсем не доброй и сурово наказать тех, кто работает по воскресениям. Так, есть рассказ о том, как одной ткачихе она отрезала пальцы. Впрочем, если попросить прощения, она не откажет в помощи, особенно, в нужде.

Генрих Дейтерс. Воскресная прогулка
Генрих Дейтерс. Воскресная прогулка