Акварель - мистическая техника. она капризна, эти работы хорошо бы смотреть в оригинале. Даже высокого качества копии, иногда, не в состоянии полностью передать аромат и настроение работ. Волшебница-Вода любит личное свидание и желает поговорить со зрителем tête-à-tête.
Артур Фонвизин.
Артур Владимирович Фонвизин родился 11 января 1883 года в Риге, в семье чиновника Лесного департамента и ученого лесовода немецкого происхождения.
В 1900 он поступил в 3-й класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. его учителями, были Константин Коровин и Валентин Серова. Однако после инцидента с другим студентом Сергеем Судейкиным, был исключен из учебного заведения Пришлось ехать к родителям в Костромскую губернии.
В 1906 Артур уезжает в Мюнхен, где обосновалась колония русских художников, обучающихся в свободных академиях и школах: Много работает с натуры, пишет городские пейзажи. Потом он возвращается в Россию, участвует в самых разных выставках.
Когда началась Первая мировая война, оказалось, что по состоянию здоровья Артур не подлежит мобилизации. Он был ужасно близорук.
Он начинает заниматься преподаванием живописи и рисунка, погружается в агитационно-массовую работу. Художники тогда были востребованы.
1935 году им был написан акварельный портрет балерины Большого театра Марины Семёновой. Далее, он пишет серию портретов артистов московских драматических театров,
Начинается война. в 1942г. Фонвизин, как немец, был депортирован с семьей в Караганду. Архитектор А. Веснин обращается в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о возвращении семьи художника в Москву. Коллективное письмо подписывают П. Кончаловский, В. Мухина, В. Татлин и другие. И Фонвизин возвращается с семьей в Москву через шесть лет.
Непревзойденный книжный иллюстратор не находил работы ни в одном издательстве. О выставках и закупках его картин не могло быть и речи. Жил в огромной коммуналке, в восьмиметровой комнате с женой и сыном Сережей.
По заказу главного режиссера Московского театра драмы Н. Охлопкова Фонвизин работает над серией акварельных портретов артистов театра.
1955г . персональная выставка - в Центральном доме литераторов. Экспонирует новые портреты артистов, серии акварелей «Цирк» и «Старая Караганда».
В 1967 году в 75 лет Фонвизин с семьёй получает отдельную однокомнатную квартиру. С балконом, что обрадовало художника. Ведь теперь есть где выращивать цветы и писать их!
А в 78 лет в 1970г . Артуру Фонвизину присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Вспомним людей, которых изобразила талантливая и добрая кисть Артура Фонвизина.
Сергей Лемешев
Марина Семёнова
Галина Уланова
Галина Вишневская
Дарья Зеркалова
Екатерина ГЕЛЬЦЕР
Екатерина ГЕЛЬЦЕР- российская артистка балета, народная артистка России. С 1898 по 1935 годы Гельцер выступала на сцене Большого театра. С 1910 года в составе антрепризы С. П. Дягилева принимала участие в гастрольных поездках за рубеж.
Наталья Чидсон
Фаина Раневская
Клавдия Половикова
Евгений Самойлов
Майя Плисецкая.
Люция Лившиц-Юмашева
Галина Стрелецкая
Воспоминания Галины Стрелецкой:
Моя мама, Елена Чаус, была «самой старательной ученицей». Занятия акварелью проходили у нас дома, в коммуналке на Гоголевском бульваре.
...Я наблюдала за движениями рук мастера, которые напоминали мне полет птиц. А взгляд был очень проницательный, завораживающий и таинственный. Виртуозное прикосновение кисти создавали мой облик: сначала глаза, потом появилась голова и солнечный луч в волосах, затем букет полевых цветов в руках… Фон осуществлялся большими цветовыми потоками краски, объединяющими весь портрет. Образ получался воздушным, нежным, и совсем не сентиментальным
Алла Белякова
Алла Белякова стала «самой любимой ученицей». Её воспоминания:
«Как он учил? – Не мочить бумагу, брать на кисть много воды, чтобы акварель текла играючи, не делать подготовительного рисунка, ибо настоящая акварель и рисунок никогда не совпадают. Рисунок – геометрия, акварель – музыка, стихи, движение! Фонвизин подарил мне чувство ритма и цвета. Учил, как ставить натюрморты. Это самое трудное. Пока не поймаешь в постановке необходимый ритм чередования цветных пятен, не состоится картина. Писать только с натуры, не изобретать всякие кляксы-мяксы».
Артур Фонвизин брал в руку штук двадцать самых разных кистей и стремительно писал, выхватывая из горсти одну за другой. Его сравнивали с оркестром:
«Артур Фонвизин играет на своих кистях, как на инструментах».
Женские образы
Наталья Осиповна Фонвизина, жена художника, оставила описание их первой встречи:
Маленький, плохо одетый, большие серые глаза, в них странная смесь робости и авантюрной важности. Вдруг запел «Сюзанну». Вот из этой песенки у меня и явилось точное ощущение этого человека, каким он был и будет всегда: беспомощного, плывущего по течению, с детской радостью в душе, с немецкой наивностью и с чисто русской простотой.