Сегодня я предлагаю перечитать стихотворение Агнии Барто. Как всегда - сперва обратимся к общепринятой трактовке: ироничные стихи, высмеивающие тщеславие и мотивирующие к учебе. И как всегда, на самом деле стихотворение совсем о другом.
Ирония вообще довольно часто про какую-то внутреннюю боль. Причем взрослую. Дети не понимают иронию, принимают ее за чистую монету (см. разбор стихотворения “Мастер-ломастер”). Поэтому иронизировать над детьми - это всегда игра в одни ворота и всегда про дефициты иронизирующего взрослого. Погрузимся?
“Леночка с букетом” Агния Барто
Вышла Леночка на сцену,
Шум пронесся по рядам.
Девочку заметили и зал отреагировали на ее появление. Как? Скоро узнаем!
— От детей,- сказала Лена,-
Я привет вам передам.
Судя по описанию, волнения у девочки нет (или нам о нем не рассказали).
Лена в день Восьмого марта
Говорила мамам речь.
Опять скорее всего нам рассказывают про уверенность девочки, а не про сомнения и страх.
Всех растрогал белый фартук,
Банты, локоны до плеч.
Похоже, зрители были настроены очень доброжелательно!
Не нарадуются мамы:
— До чего она мила!-
Очень-очень доброжелательно настроена публика!
Лучшим номером программы
Эта девочка была.
Ого! Представляете? Мероприятие в честь 8 марта и лучший номер программы (видимо, это единодушное решение) - выступление девочки. Вероятно, это должно было очень воодушевить Лену, ей скорее всего было приятно, радостно, она получила огромное количество внимания и восхищения.
Как-то в зале райсовета
Депутаты собрались.
Уровень ответственности мероприятий повышается!
Лена, девочка с букетом,
Вышла к ним из-за кулис.
Скорее всего Лена вспоминала свой успех на празднике в честь 8 марта и чувствовала подъем, воодушевление, радость, предвкушение новой порции доброжелательного внимания.
Лена держится так смело,
Всем привет передает,
Уверенно себя чувствует Лена на сцене. Все у нее в порядке, ей есть на что опереться - на ее прошлые успехи, у нее есть поддерживающие ее взрослые - те, кто заботится о том, чтобы у нее была возможность выступить, те, кто помогают ей нарядиться, те, кто передает ей букет для торжественного вручения.
У меня есть сомнения в том, кого именно таким образом поддерживают взрослые - Лену в ее интересах (вполне может быть, что Лена - талантливая девочка, будущая актриса, хочет себе именно такую профессию, прикладывает усилия к тому, чтобы ее мечта стала реальностью, и навык уверенно чувствовать себя на сцене ей в ее планах более чем полезен) или посредством Лены себя и свои амбиции, но пока у нас нет никаких свидетельств неадекватного поведения взрослых будем считать, что речь идет о поддержке девочки в ее планах на ее будущее. И все у девочки складывается, похоже! И это здорово!
Ей знакомо это дело:
Выступает третий год.
Похоже, Лена опытный боец! И, судя по всему, серьезно относится к этой части своей жизни - в противном случае ее бы не звали снова и снова.
Третий год, зимой и летом,
Появляется с букетом:
То придет на юбилей,
То на съезд учителей.
Ну вот же. Летом, когда у детей каникулы, она продолжает трудиться и готовиться к своим выходам на сцену. Выучить слова, нарядиться, приехать, дождаться своего выхода, выйти, причем веселой, довольной, счастливой, уверенной, сказать заготовленный текст так, чтобы это выглядело естественно. Это - работа. Трудная, ответственная, где никого не интересует, были ли у тебя на лето планы и какие, хотелось ли тебе зимой одеваться и идти куда-то или нет. Лена - маленький взрослый. Который не подводит, который много работает, который получает за это плату - внимание, восхищение, признание ее вклада, ее усилий. И готова продолжать трудиться и не подводить.
Ночью Леночке не спится,
Днем она не пьет, не ест:
«Ой, другую ученицу
Не послали бы на съезд!»
Впервые мы сталкиваемся с эмоциями Лены, да еще сразу с такими сильными. Конечно, описанная выше нагрузка для ребенка - тяжело. Напряжение будет искать выхода, превратится в тревожность, а тревожность найдет себе точку приложения: а вдруг Лену не возьмут выступать?
Здесь можно по разному трактовать. Например, других способов двигаться в направлении, выбранном для карьеры, - нет. Или (предположим плохое) девочка все же отыгрывает амбиции взрослых, и если ее не пригласят, встретит уже не поддержку, а отвержение (для ребенка это непереносимая боль - вместо поддержки в неуспехе встретиться с отвержением, для него это равнозначно посланию “ты плохой”, а такое не все взрослые способны вынести). В пользу этой (плохой) версии говорит то, что Лена, видимо, не делится своими переживаниями со взрослыми. Или пробовала и встретила непонимание, или даже не решается. У ребенка (!) бессонница (!!), и ребенок не ест и не пьет. Где взрослые? Каким образом это все продолжается без того, чтобы быть замеченным ими? Или они заметили и считают, что все в порядке?
Говорит спокойно Лена:
— Завтра двойку получу —
У меня районный пленум,
Я приветствие учу.
Приоритеты расставлены. Никакой тревоги, наблюдавшейся раньше, и в помине нет. И, судя по всему, у девочки снова есть поддержка взрослых: к ней вернулись спокойствие и уверенность, все в ее жизни идет как надо.
Лена, девочка с букетом,
Отстает по всем предметам:
Ну когда учиться ей?
Завтра снова юбилей!
Ну естественно! Если единственный способ получить поддержку близких - это принимать участие в торжественных мероприятиях, а без них Лена окажется в вакууме изоляции, то кому нужна это школа? Какой смысл вкладываться в то, что серьезно ухудшает обстановку? Лена совершенно адекватно реагирует на послания взрослых.
При этом она как человек, видимо, взрослых совсем не занимает (мы понятия не имеем, что Лене нравится на самом деле), и это очень грустно. Она по сути заложник амбиций взрослых. То, что это считается смешным и над этим можно иронизировать - грустно вдвойне.