Найти в Дзене
Ирина Пичугина

"Тебя любить, обнять и плакать над тобой"...История одного стихотворения...

Цветы, и слёзы и любовь...(фото из открытого доступа)
Цветы, и слёзы и любовь...(фото из открытого доступа)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей....

Это замечательное стихотворение Афанасия Фета-Шеншина было положено на музыку Н.Ширяевым и стало любимым романсом...нежно и прекрасно исполняет его Валерий Агафонов...

Что же вдохновило тонко-чувствующего поэта написать эти проникновенные строки? Строки, где каждое слово исполнено реальным смыслом, подкреплено действительным событием? События, потрясшие две известные семьи Берс и графов Толстых...События, повлёкшие участников совсем по иному жизненному пути, нежели им бы хотелось...

Итак, выведем в свет софитов истории :

Сёстры Берс. Танечка в середине. (фото из открытого доступа)
Сёстры Берс. Танечка в середине. (фото из открытого доступа)

шестнадцатилетнюю Танечку Берс и тридцатишестилетнего графа Сергея Николаевича Толстого...

Граф Сергей Николаевич Толстой.
Граф Сергей Николаевич Толстой.

Сестра Софьи Андреевны Берс (в замужестве графини Толстой), Татьяна Берс, оставила свои мемуары о детстве и юности "Моя жизнь дома и в Ясной поляне"...Они полны очарования и непосредственности. Как будто сама Наташа Ростова говорит с нами.

Многое понимаем мы из её мемуаров...ценное и давно ушедшее... о быте больших московских семей, о друзьях, правилах поведения, отношениях людей, о праздниках и шалостях, о томлениях сердца и полёте души....о молодой любви! Любовь и музыка наполняли жизнь юной девушки, живой, весёлой и остроумной, но неисправимо романтичной. Она не была красавица, нет-нет! Но была "с изюминкой", что приковывает к себе много сильнее...Она обладала сильным грудным контральто. Те, кто помнят описание пения Наташи Ростовой, сразу узнают в этом описании Татьяну Берс. Из дневников Льва Толстого, Софьи Берс - мы узнаём,что старший брат Льва Николаевича - Сергей Толстой- однажды в гостях в семействе Берс очаровался подростком - Таней, уснувшей на стуле с некрасиво раскрытым ротиком, подростком полным грации и сияния юности. Очаровался настолько, что, забывшись, произнёс: " Я женюсь на ней". Сергей Николаевич был на два года старше Льва. Значит, разница в возрасте между Таней и Сергеем Николаевичем была - двадцать лет...Я намеренно не привожу даты...я пишу о любви...

Софья Берс (слева), Танечка Берс (справа)
Софья Берс (слева), Танечка Берс (справа)

Таня пела и сияла от любви...Соня выходила замуж за Льва Николаевича, значит Таня, не желающая расставаться с сестрой, будет часто, очень часто видеть светского красавца, обходительного кавалера, крепкого помещика графа Сергея Толстого...

И было предложение руки и сердца...и были радостные волнения в семействе Берс...

Но счастливое окончание ухаживаний Льва за Софьей - брак любящих сердец - не было припасено Судьбой для Тани... Одной сестре досталось семейное счастье, другой - пиковый туз. Удар судьбы. Сергей был связан многолетней совместной жизнью и детьми с цыганкой Машей. Машей Шишкиной, волшебницей романса, очаровывающей грацией нежных рук и блеском глаз...Старинный цыганский романс и... роман...

Фотография неизвестной цыганской певицы. (Старинная фотография из открытых источников)
Фотография неизвестной цыганской певицы. (Старинная фотография из открытых источников)

Силу и притягательность старинного цыганского романса испытали на себе многие.

И многие сломали себе жизнь, пытаясь поймать в ладони лунный свет, войти гостем в призрачный замок феи Фата Морганы.

Он будет пить, но вдоволь не напьется.

Он будет есть, но он не будет сыт.

И даже если б не был чёрту сбыт,

Он всё равно пропал. И не спасётся.

О ком это? Только ли о докторе Фаусте говорит коварный Мефистофель у Гёте? Или предрекает судьбу тонко-чувствующему человеку, "обожжённому песней навек"? Томительно-страстной мелодией старинного цыганского романса? О российских дворянах, и не только. Положивших свою жизнь к ногам нежного и жестокого господина - цыганского романса. Переливы и полутона. Капризные извивы мелодии. Пенье "шёпотом, душой, только иногда "нажимая" голосом для подчёркивания смысла. Трели, сродни соловьиным. Глубокий смысл в простых словах. Естественность, полное отсутствие наигранности, аффектации, и в голосе и в мелодии.

Эй, ямщик, гони- ка к Яру!

Там ожидает такое томление и полёт души...

Такие переливы и полутона музыки.

Такая залихвацкая удаль ...

И таинственное нежное уныние безнадежной любви..

Сколько наследственных состояний ушло под "призывный звон" гитар, под сладкое страдание в попытке достичь недостижимое...

Поймать неуловимую мечту.

В цыганских хорах строго блюлись законы своеобразной но крайне строгой морали.

Слушай.

Смотри.

Руками не трогай.

И за немалые деньги выкупались певицы хора.

Чаще всего - замуж.

Старший брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, слишком гордый, чтобы служить, посвятивший жизнь свою конезаводу и имению, выкупил из цыганского хора солистку Машу Шишкину. За сладкие песни, за чудный голос полюбил он её. И сам певал. Был знаток и обожатель романса. К счастью ли? Нет .

К горю. Пропасть пролегла между ними.

Сословная.

Культурная.

И не было между ними иного понимания, кроме музыки.

А очарование романса , как и морок, иногда сходит. И пришли они к зрелому возрасту чужими людьми. Чужими во всём. И дети их не могли быть счастливы из-за двусмысленности своего положения. И никакое образование и воспитание не помогло этим детям. Ни найти своё семейное счастье. Ни положение в обществе. Ни даже личное равновесие души. Горька судьба дворянина-мужа и цыганки-жены. Горька судьба их детей.

В юные годы, сгорая от страсти, Сергей выкупил Машу из табора за золото, мешки золота, доходящие ей до пояса. Однако, прожив с ней около 16 лет и имея от неё трёх живых детей, Сергей Николаевич ни на минуту не считал Машу своей настоящей женой. И, влюбившись и потеряв голову, начал ухаживания за Таней Берс с чистой совестью. Хотел жениться...оттягивал срок женитьбы на год, полагая за год уладить свои проблемы...но мать Маши написала прошение на высочайшее имя и Сергей был вынужден оформить отношения с Машей...жениться...усыновить своих детей...потерять свою настоящую любовь - Таню Берс - навсегда.

Таня Берс. Фотопортрет.
Таня Берс. Фотопортрет.

Страшно было открытие Тани, страшна была её реакция...она пыталась отравиться. Её еле спасли, но более года она была инвалидом, кашляла кровью...Выхаживали Таню по её желанию в семействе друзей её родителей...там Таню и увидел однажды Афанасий Фет. Бледная, несчастная, в слезах... Таня решилась петь... Но только в темноте, чтобы слушатели не видели, как она подурнела за время болезни...И вот в ночи зазвучал её голос ...больной любовью и гласом Рока...

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Прошло время. Молодость взяла своё...Таня оправилась и в 21 год вышла замуж. И уже могла более спокойно реагировать на приезды Сергея в Ясную поляну, где Таня была частым гостем. И скорее Сергей Николаевич, а не Татьяна (теперь Кузьминская) испытывал тоску и обречённость...ощущение жизни, пошедшей не по тому пути...когда всё уже бесцельно...и нет твёрдой почвы под ногами.

Татьяна Андреевна Кузьминская (в девичестве Берс)
Татьяна Андреевна Кузьминская (в девичестве Берс)

А Татьяна Андреевна часто приезжала в Ясную. Там для её семейства был возведён каменный дом - Кузьминских . Для неё и её восьмерых детей. И каждое лето для Толстых и для Кузьминских, для гостей и приезжих ( в том числе и для друга семьи - Афанасия Фета-Шеншина) звучал её чудесный голос, певший о любви...несбыточной и странной...о мираже больной, измученной души... О счастье! О свете! О красоте жизни!

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

(Афанасий Фет)

2 августа 1877