О купце Петре Дионисиевиче Батове информация довольно впечатляющая и известна многим горожанам. Тем более, что вспоминается о нем почти каждому, оказывающемуся в районе Ольгинского моста и бросившему взгляд на его дом.
А дом этот имеет свою долгую историю. Кто был первым его владельцем в XVII веке, история пока умалчивает, известно только, что в начале XVIII он принадлежал Трубинским. Далее владельцы менялись. Юрий Павлович Спегальский, глубоко изучив вопрос, предложил нам свое вИдение знаменитого дома в те времена.
Неизвестно, откуда родом, но устроился Петр Дионисиевич помощником успешного псковского купца Василия Николаевича Хмелинского. Среди прочих владений Хмелинскому принадлежал комплекс жилых и хозяйственных построек на низком левом берегу реки Великой.
Женившись на его дочери, после смерти тестя в 1899 году Батов
продолжил семейное дело. В частности, на месте одного из старых построил новый дом.
Это произошло, наверное, не позже 1910 года, потому что в уже 1911-ом было намечено строительство новой часовни на уровне возводимого моста.
А между тем
Савва Иванович Мамонтов, фанат создания "русского стиля", в конце XIX - начале XX века загорелся идеей возродить производство русской керамики необыкновенной красоты. Начинали работать в усадьбе "Абрамцево", затем переехали в Москву.
Изумительной красотой металлизированной глазури майолика Абрамцева обязана алхимии Петра Ваулина, инженера-химика и художника-керамиста.
Майолика сразу стала бешено популярной не только у нас. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Мамонтов, как организатор предприятия, а М. А. Врубель, как художник, получили по золотой медали. Образцы работы Ваулина "были названы музыкой в пластике и цвете".
В 1902 году на фасадах гостиницы "Метрополь" майоликовые картины увидели москвичи.
Сначала майоликовыми фасадами увлеклась вся Москва.
Мамонтову оказалось ближе производство "немонументальных" декоративных деталей интерьера. В чем его охотно поддерживал Врубель.
Поэтому в 1908 году П. К. Ваулин оставил работу в "Абрамцево" и основал завод "Кикерино".
Выбор местоположения завода – Кикерино (название от финской фамилии) – связан с большими залежами глины и близостью железной дороги. Любопытно, что на этом заводе некоторое время работал Николай Рерих. Сегодня от завода (ставшего в 1920 году государственным фарфорово-керамическим заводом «Горн») остались лишь развалины.
Источник – https://lizka-bal.livejournal.com/12571.html
Это к тому, что некоторое время Рерих работал на заводе, изготовлявшем именно монументальные майоликовые панно.
В течение нескольких лет Рериха связывала общая работа с архитектором А.В. Щусевым.
В 1909-1914 годах Рерих продолжал работать над монументальными росписями. В их тематике и художественном исполнении наблюдается усиление декоративности и аллегоричности в передаче общечеловеческих идеалов добра и красоты.
Короткина Л. В., исследователь творчества Рериха https://rerih.org/library/5066
Это – о продолжительном сотрудничестве Рериха и Щусева :))).
Не все здания украшались монументальными полотнами по эскизам известных художников. В панно попроще, особенно в провинциальных городах, в начале века использовали также дешевую керамическую плитку "кабанчик".
И подозреваю я
что купец I гильдии, почетный гражданин города неоднократно встречался с Н. К. Рерихом во время поездок художника по Псковщине. И мысль украсить новый дом майоликой, воспевающей родной край, подал ему именно Николай Константинович. И подсказал, где заказать.
А когда позднее речь зашла о строительстве моста (вплотную к дому, увы...) и судьбе часовни, Рерих предложил своё участие, пригласив Щусева.
А судьба Петра Батова сложилась печально
После революции он якобы раздал деньги всем работникам, жену оставил при доме, а сам, накинув шинель, отправился в сторону Прибалтики. По пути подвезти его предложил крестьянин, которого когда-то за кражу леса купец наказал. Батов не узнал его и согласился. Вышло так, что возница сдал его "органам". Почетного гражданина города расстреляли в 1918 году.
А может быть, причиной было это:
Не менее печальная судьба ждала и его нарядный дом. Но об этом уже здесь.
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.