Найти тему
Люблю Псков

Купец Батов, художник Рерих и архитектор Щусев. Что может быть общего?

Оглавление

О купце Петре Дионисиевиче Батове информация довольно впечатляющая и известна многим горожанам. Тем более, что вспоминается о нем почти каждому, оказывающемуся в районе Ольгинского моста и бросившему взгляд на его дом.

А дом этот имеет свою долгую историю. Кто был первым его владельцем в XVII веке, история пока умалчивает, известно только, что в начале XVIII он принадлежал Трубинским. Далее владельцы менялись. Юрий Павлович Спегальский, глубоко изучив вопрос, предложил нам свое вИдение знаменитого дома в те времена.

Ю. П. Спегальский, Дом Батова из серии "Псков XVII века"
Ю. П. Спегальский, Дом Батова из серии "Псков XVII века"

Неизвестно, откуда родом, но устроился Петр Дионисиевич помощником успешного псковского купца Василия Николаевича Хмелинского. Среди прочих владений Хмелинскому принадлежал комплекс жилых и хозяйственных построек на низком левом берегу реки Великой.

Женившись на его дочери, после смерти тестя в 1899 году Батов
продолжил семейное дело. В частности, на месте одного из старых построил новый дом.

Это произошло, наверное, не позже 1910 года, потому что в уже 1911-ом было намечено строительство новой часовни на уровне возводимого моста.

И дом уже стоит. Не подозревал еще Батов, что вплотную мост встанет ((.
И дом уже стоит. Не подозревал еще Батов, что вплотную мост встанет ((.

А между тем

Савва Иванович Мамонтов, фанат создания "русского стиля", в конце XIX - начале XX века загорелся идеей возродить производство русской керамики необыкновенной красоты. Начинали работать в усадьбе "Абрамцево", затем переехали в Москву.

Изумительной красотой металлизированной глазури майолика Абрамцева обязана алхимии Петра Ваулина, инженера-химика и художника-керамиста.

Майолика сразу стала бешено популярной не только у нас. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Мамонтов, как организатор предприятия, а М. А. Врубель, как художник, получили по золотой медали. Образцы работы Ваулина "были названы музыкой в пластике и цвете".

В 1902 году на фасадах гостиницы "Метрополь" майоликовые картины увидели москвичи.

На одном из фасадов "Метрополя" по эскизам Михаила Врубеля.
На одном из фасадов "Метрополя" по эскизам Михаила Врубеля.

Сначала майоликовыми фасадами увлеклась вся Москва.

По эскизу Виктора Васнецова.
По эскизу Виктора Васнецова.

Мамонтову оказалось ближе производство "немонументальных" декоративных деталей интерьера. В чем его охотно поддерживал Врубель.

Поэтому в 1908 году П. К. Ваулин оставил работу в "Абрамцево" и основал завод "Кикерино".

Выбор местоположения завода – Кикерино (название от финской фамилии) – связан с большими залежами глины и близостью железной дороги. Любопытно, что на этом заводе некоторое время работал Николай Рерих. Сегодня от завода (ставшего в 1920 году государственным фарфорово-керамическим заводом «Горн») остались лишь развалины.
Источник – https://lizka-bal.livejournal.com/12571.html

Это к тому, что некоторое время Рерих работал на заводе, изготовлявшем именно монументальные майоликовые панно.

В течение нескольких лет Рериха связывала общая работа с архитектором А.В. Щусевым.
В 1909-1914 годах Рерих продолжал работать над монументальными росписями. В их тематике и художественном исполнении наблюдается усиление декоративности и аллегоричности в передаче общечеловеческих идеалов добра и красоты.
Короткина Л. В., исследователь творчества Рериха https://rerih.org/library/5066

Это – о продолжительном сотрудничестве Рериха и Щусева :))).

Не все здания украшались монументальными полотнами по эскизам известных художников. В панно попроще, особенно в провинциальных городах, в начале века использовали также дешевую керамическую плитку "кабанчик".

И подозреваю я

что купец I гильдии, почетный гражданин города неоднократно встречался с Н. К. Рерихом во время поездок художника по Псковщине. И мысль украсить новый дом майоликой, воспевающей родной край, подал ему именно Николай Константинович. И подсказал, где заказать.

А когда позднее речь зашла о строительстве моста (вплотную к дому, увы...) и судьбе часовни, Рерих предложил своё участие, пригласив Щусева.

Майоликовый фронтон с любовью к родному городу.
Майоликовый фронтон с любовью к родному городу.

А судьба Петра Батова сложилась печально

После революции он якобы раздал деньги всем работникам, жену оставил при доме, а сам, накинув шинель, отправился в сторону Прибалтики. По пути подвезти его предложил крестьянин, которого когда-то за кражу леса купец наказал. Батов не узнал его и согласился. Вышло так, что возница сдал его "органам". Почетного гражданина города расстреляли в 1918 году.

А может быть, причиной было это:

http://pskovmir.edapskov.ru/index.php?q=%D0%BF%D1%91%D1%82%D1%80+%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&page=1&flag=1&ysclid=lgmdtj2xse836971702
http://pskovmir.edapskov.ru/index.php?q=%D0%BF%D1%91%D1%82%D1%80+%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2&page=1&flag=1&ysclid=lgmdtj2xse836971702

Не менее печальная судьба ждала и его нарядный дом. Но об этом уже здесь.

Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.