Найти в Дзене
NordSkif & Co

Рассказываю всю правду о заброшенном метро в Сочи. Как было в СССР и как стало сейчас?

Слухи о заброшенном в советские годы строительстве метро есть почти в каждом крупном городе России. Где-то планы на метро действительно были, но таки остались на бумаге, где-то начали рыть, но быстро свернули работы, а где-то особые отряды метростроя строили объекты далеко не гражданского назначения…

Реальные факты и домыслы образуют причудливые легенды, сильно отличающиеся от города к городу. Вот только в Сочи действительно нашлось «метро», а также ещё несколько объектов в строительстве которых участвовали отряды московского метростроя на метро похожих.

Исторические фото с сайта pastvu.com —  «сочинское метро» в свои лучшие годы
Исторические фото с сайта pastvu.com — «сочинское метро» в свои лучшие годы

Линии узкоколейного, полуподземного рельсового в Сочи появились раньше, чем открылась первая ветка в Ленинграде. На чугунных тюбингах тоннелей «сочинского метро» можно увидеть годы выпуска продукции — 1949 год. Строительство начали как минимум за 6 лет до открытия метро в Ленинграде.

Исторические фото с сайта pastvu.com —  «сочинское метро» со стороны моря
Исторические фото с сайта pastvu.com — «сочинское метро» со стороны моря

Что представляет из себя «Сочинское Метро» и как оно выглядит теперь?

Функционально, «Сочинское Метро» представляет из себя фуникулёр с подземным участком. Было построено две ветки: одна из санатория Министерства Обороны, а другая из санатория имени Орджоникидзе.

Первая ветка действует и для гражданских недоступна, а вот линия от санатория Орджоникидзе уже долгие годы стоит заброшенной и на неё вполне можно посмотреть. По ней, я и предлагаю прогуляться!

Длина ветки от Санатория Орджоникидзе — 350 метров, ширина колеи 1250 миллиметров, перепад высот между верхней и нижней станции составляет 70 метров. Осмотр предлагаю начать с нижней станции канатной дороги и затем, подняться по рельсам до верхней станции и проходящего под курортным проспектом подземного участка.

Нижняя станция канатной дороги красиво оформленная, двухъярусная и в настоящий момент частично подтопленная. Площадка посадки / высадки пассажиров переходит в подземный переход под железной дорогой и выходит к морю.

Фотографии было-стало. Нижнюю станцию подтапливало и раньше.

Исторические фото с сайта pastvu.com —  нижняя станция канатной дороги
Исторические фото с сайта pastvu.com — нижняя станция канатной дороги

Внимание к деталям при оформлении станции канатной дороги.

Станция — отличный пример сохранившейся архитектуры пятидесятых годов. Из фуникулёра мог бы получиться классный аттракцион для туристов, к тому же, общественные пляжи в этом районе Сочи в дефиците.

Осмотрев нижнюю станцию поднимаюсь наверх, попутно разглядывая устройство самих путей.

Сбоку от путей есть небольшие лестницы, но удобнее идти по путям.

Сравнивая со старыми снимками, хорошо видно, насколько всё заросло.

Исторические фото с сайта pastvu.com — ветка узкоколейной железной дороги
Исторические фото с сайта pastvu.com — ветка узкоколейной железной дороги

А вот и первая «боль». В изрисованном вагоне с трудом можно узнать когда-то главную достопримечательность этого заброшенного места — облегченный вагончик Малаховского экспериментального завода.

Вагончики относительно современные и появились здесь после реконструкции 1985 года.

Исторические фото с сайта pastvu.com — вагончик старого образца
Исторические фото с сайта pastvu.com — вагончик старого образца

До этого, здесь стояли более массивные вагоны производства Сокольнического вагоноремонтного завода — как на фотографии выше.

А вот тут начинается подземный, 126 метровый участок тоннеля. Именно этот участок фуникулёра, наиболее сильно роднит его с метро.

Брошенный вагончик
Брошенный вагончик

Тоннель круто забирает вверх (в метро такого не увидишь) и выходит к верхней станции канатной дороги.

Подземная часть заброшенного «метро»
Подземная часть заброшенного «метро»

К сожалению, вагончик, стоящий внутри тоннеля тоже, хоть и в меньшей степени пострадал от рук «пачкунов» с баллончиками краски. Такому «творчеству» оправданий нет, уникальные и редкие вагоны безвозвратно испорчены краской. Мои товарищи уже пытались оттереть краску с вагона, но ничего не получилось — краска держится даже на стёклах.

Подземная часть заброшенного «метро»
Подземная часть заброшенного «метро»
Подземная часть заброшенного «метро»
Подземная часть заброшенного «метро»

На фото ниже — верхняя станция. Здание закрыто и внутрь не попасть, ведь здесь начинается территория санатория Орджоникидзе, которая при всей своей запущенности, на данный момент неплохо охраняется. На этом осмотр фуникулёра можно заканчивать. Вот такой интересный объект транспортной инфраструктуры построили с участием метростроя в сталинские годы и это лишь то, о строительстве чего мы знаем.

Верхняя станция канатной дороги
Верхняя станция канатной дороги

Конечно, ничто не мешало метростроевцем «под шумок» построить ветку секретного узкоколейного метро, но про это мы с вами вряд ли когда-нибудь узнаем. Впрочем, слухи о таких объектах тоже «циркулируют».

Исторические фото с сайта pastvu.com — верхняя станция канатной дороги
Исторические фото с сайта pastvu.com — верхняя станция канатной дороги

Ещё одним поводом слухов о строительстве метро в «позднесоветские годы» стали отряды метростроя, участвовавшие в возведении домов отдыха на черноморском побережье. Тоннели закованные в чугунные тюбинги, были почти точно такими же, как и в настоящем метро, хотя и служили для других целей: с их помощью отдыхающие добирались до пляжей минуя идущую вдоль моря железнодорожную ветку.

Про один такой заброшенный тоннель от санатория «Прибой» я уже вам рассказывал в своём предыдущем материале. Немного фотографий для тех, кто пропустил:

Точное количество подобных «тоннелей метро» от советских санаториев и пансионатов к морю — неизвестно. Если вам доводилось пользоваться «сочинским метро» или похожими пешеходными тоннелями к морю — пишите в комментариях. Было бы интересно узнать про похожие места!

Материалы по теме:

Если вам интересны подобные репортажи — будем рады видеть вас в числе наших подписчиков. Если по какой-то причине вы не видите наших публикаций в ленте — то подписывайте на Telegram. Пока, это единственный способ гарантированно не пропустить обновления.