До чего приятны ежегодные традиционные весенние выставки в Республиканском Доме художника. Нынешняя, на которой представлено более 100 живописных и графических работ крымских мастеров кисти и карандаша, ювелирные и скульптурные произведения, не исключение. Правда, представители декоративно-прикладного искусства проявили себя не очень активно, зато живописцы явно лидируют. Свои творения представили ялтинцы, симферопольцы, феодосийцы, керчане, бахчисарайцы, художники из Щёлкино и Солнечной Долины.
Радует, что экспозиция строго тематическая — зрителю представлены работы, так или иначе связанные с весной. Особенно удаются крымчанам пейзажи с цветущими деревьями и натюрморты с первоцветами. Встречаются среди этого весеннего цветения и портреты. К примеру, девочки, сидящей рядом с букетами в картине Ольги Григорьевой-Климовой «Сирень».
Надо заметить, что выставочный зал постепенно заполняет своими холстами молодое поколение живописцев. Сразу обращает на себя внимание «Натюрморт с бутылью» Марии Чепелевой, где мастерски написан подоконник, уставленный цветами, в центре которого красуется букет нарциссов. У Марии есть замечательное качество — видеть красоту в совершенно простых, бытовых вещах, а на тему окон создана целая серия произведений. Когда рассматриваешь её творения, невольно ловишь себя на мысли, что любуешься ободранной рамой окна старого деревенского дома, закопчённым чайником на «антикварной» советской плите, пейзажем с кривыми улочками и покосившимися крышами Бахчисарая или котом, спящим на каменном заборе… Это просто поэзия в красках, объяснение в любви к родному городу с его богатейшей историей.
Вообще, мне кажется, что прекрасный пол нынче перехватывает пальму творческого первенства у мужчин-живописцев. Ну как не похвалить «Ирисы с декоративной драпировкой» Вероники Шевчук — уже зрелого мастера живописи, работающей в технике акрила, позволяющего создавать произведения с особой свежестью и яркостью цвета. Акрилом пишет и её дочь Мария Шевчук (у них сейчас проходит совместная выставка в одном из санаториев Южнобережья). В монументальной, широкой и сдержанной по цвету манере выполнено полотно Елены Молчановой «Запах весны». Какой-то удивительной энергетикой проникнута небольшая работа Элеоноры Щегловой «Нарциссы», где небольшой букетик этих цветов рядом с маленькими гиацинтами разместился на столе на фоне моря. Казалось бы, непритязательно, а вот запоминается.
Однако нужно вспомнить и о мужчинах-художниках. Лично моё внимание сразу привлёк «Весенний натюрморт» Игоря Поздеева из Феодосии. И хоть колорит у него не слишком весенний, и набор изображаемого в виде винограда и яблок скорее говорит об осени, но веточка цветущего граната сразу напоминает о мае. Букет в центре — вообще внесезонный. В конце концов, художник — немножечко Бог и может в своём мире сдвигать времена года по собственному усмотрению. А сделано мастерски.
Удивительна точечная масляная техника Сергея Григорьева из Солнечной Долины. Так в Крыму не пишет никто, поэтому работы узнаваемы. На этот раз художник предложил зрителю «Начало весны в лесу» — очень нежный по цвету и свету пейзаж, где сразу угадывается лесная дорога Восточного Крыма. Догадаться, в каком крымском местечке разместились парусники на работе Леонида Герасимова «Скоро на рыбалку», достаточно сложно. Автор скорее наслаждается возможностями акварельной техники «по сырому», чем стремится к достоверности событий. И это его творческое право.
Более документально узнаваемые, именно крымские акварели создаёт Владимир Антоненко, представивший нынче «Гурзуф весной». А вот Александр Михальянц, мастер на все руки, владеющий самыми разными способами самовыражения, сегодня выступает как художник-фантаст. Его работа «Космические сны, путешествие Сипульки» озадачивает, вызывая разные версии трактовки полёта мысли. Рядом расположились его вполне земные ювелирные украшения. Весна бушует в «Весеннем порту» Виктора Щесняка, увидевшего родную Керчь удивительно лиричной, проникнутой утренним светом, пробивающимся сквозь прохладу лёгкой дымки. Гораздо более «конструктивно», твёрдо, монументально и очень реалистично представлен «Гурзуф» Нури Якубова из Старого Крыма, где изображена столь любимая художниками одна из старых колоритных улиц посёлка. Лёгкий туман лишь заметен на горных вершинах.
Кстати, мужчины-художники обожают писать цветы, внимательно рассматривая их причудливую форму и цветовые нюансы. Так, Василий Жерибор, с удивительной нежностью любуется цветением на натюрморте «Японская айва и магнолия», написанном в декоративной манере. А контрастный по свету «Натюрморт с глицинией» Анны Сяровой, скорее наоборот, написан с неженской твёрдостью и классической живописной грамотностью…
Хотелось бы поговорить обо всех авторах и их творениях, но рамки статьи всё же ограничены. Скажу лишь, что в экспозиции представлены и несколько студенческих дебютных работ, которые отличаются некой наивностью, но при этом вполне профессиональны.
Выставка удалась, и, думаю, посетившие её не пожалеют о потраченном времени, поскольку произведения художников отличаются благоприятным психотерапевтическим воздействием, успокаивают, вдохновляют, дарят положительный заряд энергии, позволяют забыть о проблемах, а может, и найти их нестандартное решение.
Источник: «Крымские известия»
Фоторепродукции Светланы Ефремовой