Судя по характерам персонажей - да. Жизнь для них чёрно - белая. Достоинств книги это никак не умаляет, просто становится понятным, почему автор, Этель Лилиан Войнич, пережила свою славу: на её веку романтизм успел стать даже не прошлой эпохой, а чуть не детством человечества.
Юный Артур, возвышенное создание, впервые в жизни столкнулся с ложью: он - не сын своего отца! Стало ясно, почему человек, которого он считал отцом, был холодно - вежлив - и не более, а мать всегда держалась так, словно чувствовала себя виноватой...
Кардинал Лоренцо Монтанелли - вот кто его настоящий отец. Любящий и любимый. И как Артур не видел очевидного даже тогда, когда незнакомый художник сказал, взглянув на обоих, что Артур - просто красив, а его отец - живописен?
И бывают же в жизни такие чёрные полосы, когда ужасно - всё! Весь их студенческий кружок арестован. И на исповеди Артур не скрывает своей принадлежности к "Молодой Италии", имён своих товарищей... Исповедь - не допрос, всё сказанное останется между ним и Богом! И откуда прокурор всё узнал, и почему Артура выпустили, как оказавшего помощь следствию? И как любимая Джемма могла подумать... да какой же он - предатель?!
Бежать! Бежать на другой конец света - и начать жизнь сначала. Но прежде - наказать всех, кто довёл...
И наутро шляпу Артура находят в канале. Тела не нашли, но можно ли сомневаться, что его унесло в море?
***
Беспредельно наивный юнец, каких вроде бы даже и не бывает...
Но во второй части книги героя просто нельзя узнать. Другое имя - он теперь Феличе Риварес. Прозвище - Овод. Внешне изменился так, что и любимая Джемма не узнала, но ещё разительнее перемена внутренняя. Дерзкий журналист - и хладнокровный боец. Опытный контрабандист. КАК ему удаётся дурачить полицию с ТАКИМ списком особых примет (шрамов, хромоты, недостатке пальцев) - непонятно, но теперь его не заподозрит в предательстве никто.
Но как же ему трудно общаться с людьми, как насторожён и замкнут! И только влюблённая в него певичка Зита - существо, по мнению Овода, абсолютно примитивное, видит, что этот странный человек "возлюбил врага". Ненавистник церкви - прислужницы власти, он провожает влюблёнными глазами карету кардинала Монтанелли!
***
Нет ли ощущения у читателя, что в книге не хватает многих и многих страниц? Мы НЕ ВИДИМ, как произошла такая метаморфоза, и даже не можем себе представить! Кое - что Овод расскажет: в драке его искалечили (в драке, а не на охоте!), еле выжил, еле взяли в цирк - кривляться с искусственным горбом... Но напряжённый сюжет не даёт читателю возможности вникнуть в чувства героя, представить себе, а как же фигляр, заплёванный толпой, вернулся в человеческое общество? И почему он винит в своих бедах всех, кроме себя?
А вот об этом автор расскажет в другом романе. "Прерванная дружба" - книга, написанная уже не юным романтиком, а повзрослевшим автором, которому стали интересны не столько приключения и роковые страсти, сколько "история души человеческой".
"Прерванная дружба", возможно, уникальный случай, когда автор взглянула на своего героя под другим углом - изменила угол зрения сама.
События романа по времени - между первой и второй частью "Овода". Вчерашний Артур, ныне - Феликс Риварес, будущий Овод, ещё не нашёл цели жизни. Уже десять или более лет у него единственная цель - выжить.
Фигляр с искусственным горбом смиренно утирается от плевков, которыми его награждают негры, и еле передвигается. От голода.
Впору пожалеть? Но вид его таков, что возбуждает уже не жалость - гадливость.
Почему Рене Мартель всё же проникся к нему сочувствием? Восхитился тем, что хромой калека одолел горный перевал? Решил, что недостойно дать погибнуть белому среди... как бы политкорректно выразиться... населения Эквадора? Так или иначе, но удалось молодому учёному уговорить полковника Дюпре взять этого "уголовника" в экспедицию.
Риварес не раз восхитит товарищей находчивостью, спокойствием перед лицом опасности, редким мужеством. Спасёт всю экспедицию от невольно вызванного гнева индейцев. Спасёт жизнь Рене. Завоевав его доверие, узнает, что Рене здесь только ради денег - а деньги нужны сестре Маргарите на операцию. Бедняжка прикована к постели, но слабая надежда есть, только это очень дорого...
Но, выслушивая исповеди окружающих, Риварес не скажет ни слова о себе. Никому и никогда. Разве только кое что в бреду: "Я так вам верил! Мама! Вы мне всю жизнь лгали!"
И когда экспедиция вернётся с триумфом, когда героя, спасшего брата, полюбит Маргарита, вот тут - то дружба и будет бесповоротно прервана.
Неходячая девочка и не ждёт, что необыкновенный Риварес её полюбит, она умоляет только позволить ей любить его! "Если кто - то вас обманул - это не причина не верить никому!"
Ах, она знает?! От брата?! Негодяй услышал его бред - и рассказал сестре (и конечно они оба над ним смеялись), а завтра расскажет всему базару?! Так воспользовался его слабостью?!
Всё. Безо всяких объяснений Риварес исчез из жизни двух людей, любящих его. О причинах они гадают, но догадаться не могут.
Перед нами тщательно выписанный характер "пупа земли". Человека, для которого все прочие - навоз, терпимый иногда более, иногда - менее. Ценность собственной уникальной личности - зашкаливает.
Ведь даже спас он своего бывшего друга Рене, как оказалось, случайно. Хотел... убить. Потому, что слишком тяжело чувствовать себя обязанным.
И убил бы, если бы Рене не начал им восхищаться.
А ведь Маргарита - его двойник, его зеркальное отражение. Умная, стойкая, презирающая физическую боль, она и прониклась к Риваресу, услышав, что долго ему не прожить. Так же, как и ей. Товарищи по несчастью.
НО! Ничего и никогда не делалось вопреки воле Маргариты. Весь её маленький мир всегда вращался вокруг "бедняжки" - и вдруг... бегство Ривареса она поняла как отказ. ЕЙ отказали!
Раньше для Маргариты её "пупство" само собой разумелось - теперь же она его будет доказывать всем, и самой себе - тоже. Немилосердно, мелочно и злобно. Так, что даже обожающий её брат Рене скажет себе: "Моя сестра умерла". И уже неважно, что за существо теперь называется её именем.
А Риварес превратится в исключительного - железного Овода, приревновавшего своего отца... к богу. "Или он - или Я!"
В юности - восхищаешься. Потом - призадумаешься: много, много вопросов хотелось бы задать героям, равно грешным, взаимно испортившим жизнь друг другу, и ... равно симпатичным. В самом ли деле эти двое - непримиримые антагонисты?
(Продолжение здесь: "Овод" - это романтизм? - 2. | Наталья Баева | Яндекс Дзен)