Найти тему
Софья Колышева

Биография Константина Дмитриевича Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1823 - 1871) -- русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он разработал полноценную педагогическую систему, потратив на это почти всю свою жизнь.

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле, в семье офицера, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года, Дмитрия Григорьевича Ушинского.

Портрет, Дмитрий Григорьевич Ушинский
Портрет, Дмитрий Григорьевич Ушинский

Мать мальчика умерла, когда тому еще не было и 12 лет, однако она успела дать ему домашнее образование и привить ему любовь к наукам.

Портрет, Любовь Степановна Ушинская
Портрет, Любовь Степановна Ушинская

После смерти матери, Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался литературой и театром, его искренне волновали проблемы народного образования.

-3

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.

-4

В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей .

Портер, Надежда Семеновна Дорошенко
Портер, Надежда Семеновна Дорошенко

В 1854 году он поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов. Именно в тот период Константин стал писать статьи на педагогическую тематику. Его первая работа "О пользе педагогической литературы" имела большой успех, и благодаря ей Ушинский стал постоянно сотрудничать с такими изданиями как "Журнал для воспитания", "Библиотека для чтения" и "Современник".

В 1859 году был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное -- искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

Но подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила его в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах: Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги "Детский мир" и "Родное слово", а также руководство для учителей и родителей.

Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой -- "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии". Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

-6

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, он продолжал много писать. Среди его последних работ -- статьи о воскресных школах, о школах детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев, но прежде ему было необходимо отправиться на лечение в Крым. По дороге тот сильно простудился и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внёс огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.