На днях многие информационные агентства страны запестрили новостями в духе «Алексей Серебряков вернулся в Россию». Батюшки, радость-то какая! Наконец-таки один из величайших актеров современности, а также ум, честь и совесть нашей эпохи соблаговолил вновь осчастливить своим постоянным присутствием наглых и хамовитых россиянцев.
Как известно, в 2012 году Серебряков отчалил с семьей на ПМЖ в Канаду. Причина вроде бы как состояла в том, что актеру стало тесновато и душновато в этой стране, в которой государство, дескать, всячески притесняет свободу граждан, да и сами граждане, по версии Серебрякова, прямо скажем, так себе. По крайней мере, в нашумевшем интервью блогеру Юрию Дудю он так и сказал: национальная идея России состоит в силе, наглости и хамстве.
Сейчас Алексей вроде бы как вернулся на Родину не на побывку, а на совсем. Что именно заставило его покинуть изобильный и свободолюбивый западный мир и вновь окунуться в зловещий «Мордор» – неизвестно. Сам актер никаких комментариев на сей счет пока не давал. Можно предположить, впрочем, что эти его канады оказались вовсе не столь благославенны и дружелюбны, какими казались они ему из вне, и титан отечественной школы актерского мастерства столкнулся там с таким дискомфортом и трудностями, что счел за благо вернуться назад.
Если уж без сарказма, то как актер Алексей Серебряков – сугубо, что называется, на любителя. Регулярно играет каких-то обиженных жизнью злых экземпляров, часто – с явным уклоном в алкоголизм, которым кто-то что-то должен или, по крайней мере, его герои считают, что должен. Ну, а широкую известность ему принесла, конечно, роль в позднесоветском боевичке 1989 года «Фанат».
Кинцо это в свое время стало практически культовым. На стыке 1980-90-х оно вызвало зрительский фурор: советский люд валом валил в кинотеатры, чтобы поглазеть на похождения молодого крутого каратиста по прозвищу «Малыш» в исполнении 25-летнего на тот момент Серебрякова. Фильм этот критиковать не принято, и многие его априори считают практически безупречным, что весьма странно. Ведь главная фишка, важнейшая соль фильма – рукопашные схватки – поставлены в нем откровенно слабо.
Герой Серебрякова по сюжету отслужил в армии, после чего погружается в опасный и жестокий мир подпольных боев. В 1989 году актер, естественно, еще не был отягощён этой душераздирающей печатью Левиафана вперемешку с Адвокатом, был улыбчивым, обаятельным, молодым парнем далеко не без таланта, естественно, но вот каратист из него получился совершенно никакой.
И в первую очередь потому, что боевыми искусствами он до этого никогда не занимался, соответственно, не имел необходимой бойцовской пластики, координированности, фактуры, харизмы, если угодно. Во время экранных рукопашных схваток этот его дилетантизм сочится из всех щелей: движения корявые, нечеткие, неловкие, неуклюжие, и при этом хорошо видно, что старательно заучены. Его экранные оппоненты пачками валятся от дуновений псевдоударов – это выглядит крайне неправдоподобно даже для советского боевика 30-летней давности.
Известны примеры, впрочем, когда актеры далекие от боевых искусств смотрятся в экранных драках очень убедительно. На ум, например, приходит Лиам Нисон, сыгравший уже на склоне лет в ряде остросюжетных фильмах и «боёвка» с его участием в них весьма и весьма смотрибельна. В таких случаях на первый план выходит профессиональный уровень создателей фильма – режиссера, операторов, инструкторов, хореографов боевых сцен. Их кропотливая работа нивелирует отсутствие у актера реальных боевых скиллов.
Но в «Фанате» что Серебряков был сам по себе каратистом никаким, что постановщики, скажем так, особым талантом не отличались. Вот и получился на выходе кордебалет с неловкими маханиями конечностями, неудачными ракурсами и общем суетливым стилем драк, очень похожим на индийские боевики бородатых времен.
Понятно, что тут может возникнуть аргумент: мол, что ты хочешь, на дворе стоял 1989 год, для того времени снято круто и прилично, не занимайся критиканством. Согласиться с этим нельзя, потому что даже еще за десять лет до этого в фильме «Пираты ХХ века» была поставлена реально крутая боевая сцена с участием Талгата Нигматуллина и Николая Еременко, а в 1990-м довольно убедительные драки (в массе своей) были показаны в фильме «По прозвищу Зверь». Другими словами, 30-40 лет назад уже могли делать качественный в этом смысле продукт. «Фаната» таковым назвать нельзя при всем желании.